От истоков
Начинается путь становления вечернего образования в нашей стране 26 декабря 1919 года. В этот день на свет появился Декрет о ликвидации неграмотности, который обязывал все население в возрасте от 8 до 50 лет научиться грамоте на русском или на родном языке.
Школы ликвидации неграмотности снабжались всем необходимым - освещением, книгами, учебными и письменными принадлежностями - в первую очередь. А в 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия ликвидации безграмотности. В то время были выпущены миллионы букварей. Обучение велось по вечерам в школах, в рабочих клубах, на всех предприятиях, во всех селениях. Всего за двадцать лет, начиная с 1920 года, было обучено грамоте около 50 миллионов неграмотных взрослых.
С этого же года были созданы Школы взрослых. В течение двухлетних вечерних занятий, которые проходили два раза в неделю, взрослые, имеющие первоначальные навыки, учились читать, писать и считать на приемлемом уровне.
Окончившие неполную среднюю Школу взрослых могли поступать в техникумы. Окончившие среднюю школу взрослых получали право поступления в высшие учебные заведения.
Школы рабочей молодежи
15 июля 1943 года было издано постановление "Об обучении подростков, работающих на предприятиях". Начали открываться школы для молодых людей, которые работали на предприятиях и хотели учиться без отрыва от производства. В школу рабочей молодежи пошли как юноши, так и девушки.
Во время Великой Отечественной многим пришлось оставить школу и пойти работать на поля и заводы. После окончания войны эта молодежь хотела вернуться к учебе. Школы рабочей молодежи были начальными, семилетними и средними. Учились там юноши и девушки в возрасте от 14 до 25 лет по программам общеобразовательной школы. После 7 класса сдавались выпускные экзамены, после 10-го - экзамены на аттестат зрелости.
- Молодые люди, которые одновременно учились и работали, имели успеваемость лучше, чем те, кто просто учился, - говорит ветеран ВОВ, выпускник школы рабочей молодежи Сергей Рогожин, - это объяснялось тем, что работающие юноши и девушки были более сознательными, больше ценили свое время и могли организовывать работу и досуг.
Школы сельской молодежи
В 1944 году впервые были учреждены вечерние школы сельской молодежи.
Эти школы принимали учащихся в возрасте от 14 до 25 лет. Учебные занятия производятся без отрыва от сельскохозяйственных работ в течение 24 недель. В тех случаях, когда количество учащихся было недостаточно для организации полноценной школы, создавались отдельные вечерние классы. Учиться в эту школу шли бригадиры, работники сельсоветов 16-17 лет.
Окончившие семилетнюю школу сельской молодежи получали свидетельство об окончании и могли поступить в техникумы.
Наши дни
В современной России три процента от общего числа школьников составляют ученики вечерних школ. Чаще всего это подростки с проблемами в семье или с законом либо молодые люди, совмещающие работу и учебу. Но проблема в том, что существуют вечерние школы только в крупных городах. Сегодня существует некоторая свобода выбора между формой обучения "экстернат" и вечерней школой. Но этот выбор весьма абстрактный, т.к. ограничивается законодательством. Взрослый человек, которому тридцать лет, в общеобразовательную школу пойти не может, она для детей и подростков. В свою очередь, несовершеннолетний молодой человек не может пойти учиться в вечернюю школу чисто по прихоти. Окончить девять классов, а потом пойти учиться в вечернюю школу можно только с соответствующим разрешением. Большинство учащихся вечерних школ имеют сложную судьбу и с удовольствием бы пошли учиться в обычную дневную общеобразовательную школу.
А вот для обучения взрослых работает совершенно другая система. Прежде всего, на вечернее обучение идут работающие люди, которым для их карьерного роста не хватает образования. А также спортсмены и люди творческих профессий.
Новые законы
В настоящее время новый закон об образовании не предусматривает даже такого понятия, как "вечерняя школа". Поэтому неизвестно, будет ли такая система обучения существовать и дальше. Как вариант - предлагается дистанционное обучение.
Но! Конституция нашей страны гарантирует образование каждому гражданину. Общеобразовательная школа гарантирует образование людям до 18 лет. Далее эту функцию исполняют вечерние школы. Но с ними получается не все так просто - нет специальных учебников, идет недостаточное финансирование. А спрос ведь на такие школы есть.
По официальным данным ЮНЕСКО, в России на 2009 год насчитывалось 1 миллион 300 тысяч неграмотных, т.е. не умеющих писать, читать и считать детей и подростков. А по данным Генпрокуратуры РФ на 2009 год - 1 миллион 800 тысяч человек. По данным Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ Павла Астахова, среди подростков 15-17 лет почти 700 тысяч - малограмотных и безграмотных.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводила исследования, направленные на выявление численности образованного населения в возрасте от 25 до 64 лет. По данным этого исследования, в 2011 году в России численность населения, не имеющего среднего образования, составила 22%.
Вот для этих категорий населения и должны работать вечерние школы, которые могут обеспечить доступ к общему образованию для всех.
В 2011 году в России насчитывалось 1300 вечерних школ, число обучающихся в них составило 325000 человек.
Без точек
Тема существования и выживания системы вечерних школ в России многогранна. С одной стороны, требуется ряд исследований для объективной оценки той ситуации, что уже есть. С другой, нужно понять, какая форма обучения предпочтительна для россиян. Но в одном можно быть уверенным - любое учреждение образования, работающее на благо, должно иметь реальное право на жизнь.
Как обстоят дела с вечерними школами в Тамбове, реально ли у нас создать школы рабочей молодежи и будут ли они востребованы - читайте в следующем номере «Тамбовского курьера».