Обращение к теме дальнейшего развития культурной жизни края на страницах "Тамбовского курьера" не случайно. В последнее время на улицах областного центра появились плакаты, содержание которых имеет к теме культуры самое непосредственное отношение - "Чтобы душа пела", "Чтобы истина была ближе", "Чтобы чувства были сильнее" и другие. Дело в том, что 2013 год объявлен на Тамбовщине Годом культуры. Это означает, что проблемам данной сферы, ее дальнейшему развитию будет уделяться самое пристальное внимание. Но какова связь между прошлым и настоящим? Какую основу для развития различных отраслей культуры передали тамбовчане прошлого нам, своим потомкам? Есть ли нам что развивать? Изучение того, какой была культурная жизнь нашего края в прошлом, показывает, что да. Богатые культурные традиции предков требуют продолжения в будущем. Итак, какой же была культурная жизнь нашего края?
Чтобы душа пела
Немалую роль в современной культуре Тамбовщины занимают музыкальные традиции, сложившиеся в крае за несколько веков. Особое место здесь - у традиций певческих. Поэтому выражение "Чтобы душа пела", пожалуй, наиболее полно характеризует стремление развивать и укреплять их. А развивать здесь есть что.
Как отмечает в своей работе "Музыкальная культура Тамбовского края, 1786-1917 гг." кандидат искусствоведения Елена Казьмина, развитие музыкальной культуры Тамбовской губернии в качестве феномена провинциальной российской культуры с момента ее появления - это процесс ее непрерывного обновления, совершенствования и усложнения. Изменения в музыкальной жизни дореволюционного Тамбова стимулировались, с одной стороны, контактами с обеими столицами. Все-таки Тамбов - это не Иркутск или Владивосток, до Москвы и даже до Санкт-Петербурга не так далеко. С другой стороны, начиная с 1880-х годов, растет значимость музыкального образования.
Значение духовного и светского музыкального образования в культуре края всегда было неоценимым. И если до середины XIX века оно оставалось привилегией людей с достатком, то с семидесятых годов в процесс музыкального обучения включаются городские слои мещанства и крестьяне. И что интересно: специальное музыкальное учебное заведение появилось в Тамбове только в 1882 году. Тем не менее, именно благодаря уже сложившейся системе общего музыкального воспитания и образования в губернии постепенно формируется музыкально образованный слой слушателей и местных исполнителей. Кстати, тамбовские исполнители вполне успешно негласно конкурировали и с заезжими иностранными, и с русскими музыкантами.
Для развития хоровых традиций на Тамбовщине важнейшую роль сыграло церковное пение. Откуда в то время могли выйти грамотные певчие, учителя пения, регенты? Конечно же, из духовной семинарии и училищ. Разъехавшись по всей губернии, они стали организаторами местных хоров, и не только церковных. Распространяя музыкальные знания среди учеников, хористов, прихожан, они воспитывали слух городского и сельского жителя. Это, кстати, и тема к вопросу влияния христианской культуры на общее культурное развитие края. А то, что сильные церковные и светские хоровые традиции заметно выделяют наш край среди губерний Черноземья, отмечают многие исследователи музыкальной жизни Тамбовщины.
Как пишет та же Елена Казьмина, светское хоровое пение долгое время не могло конкурировать с церковным по силе влияния на жизнь горожан. Однако с середины XIX века, со времени деятельности капеллы Ю. Голицына (1842-1857), наметился, что называется, коренной перелом. Светские хоровые концерты продолжились и утвердились в губернии с появлением народных хоров П. Богдашева, которые по популярности на Тамбовщине не имели себе равных.
В этой ситуации не удивляет существование и развитие в крае вплоть до сегодняшнего дня таких, без преувеличения, уникальных явлений, как, например, Народный хор имени Марии Мордасовой из села Черняное Тамбовского района, который существует уже более девяноста лет. По сути, традиции подобных народных коллективов были заложены еще в девятнадцатом - начале двадцатого века и получили свое логическое продолжение в течение всего века двадцатого.
Чтобы чувства были сильнее
Слова, вынесенные в заголовок этого раздела, как нельзя точно отражают суть театрального искусства. Пробуждению сильных чувств способствовало оно в прошлом, этому же служит и сегодня.
Казалось бы - что такое Тамбов с точки зрения театральной жизни? Тем более, Тамбов девятнадцатого - начала двадцатого столетий. Но, как видим, с точки зрения развития музыкальной культуры и литературы наш край внес свою немалую долю в общероссийскую копилку. То же самое можно сегодня с полной уверенностью сказать и о театральной составляющей культурного процесса, которая в течение всего XIX века расширяла свои границы. Во всех уездных городах, мало того, даже в отдельных селах лицедействовали как местные любители, так и заезжие труппы.
Правда, что греха таить - тамбовский театр не был чем-то особенным в ряду провинциальных российских театров. Его не обошли организационные, репертуарные, актерские, зрительские проблемы. Это был театр со смешанной труппой, исполнявшей как драматические, так и музыкальные спектакли. При этом обычный тамбовский зритель представлял себе театр прежде всего как зрелище и развлечение. Поэтому ему, конечно, нелегко было отказаться от устоявшихся традиций комической, бытовой оперы XVIII - начала XIX веков, а затем французской оперетты, русского водевиля и переключиться на серьезные оперные формы. Как результат, "большая опера" местными силами практически не ставилась. Поэтому настоящее знакомство тамбовчан с ней состоялось благодаря антрепризам В.Унковского, Я.Любина и М.Салтыкова лишь в девяностых годах девятнадцатого века. Зато в двадцатом участились гастроли оперных трупп, а активный рост музыкального просветительства пробудил интерес широкой публики именно к опере. Организаторами и первыми исполнителями опер в Тамбове в это время стали педагоги и учащиеся музыкального училища.
Зато оперетта расцвела на местной ниве самым пышным цветом. В семидесятых-восьмидесятых годах Тамбов охватил настоящий опереточный ажиотаж. И в этом смысле наш город почти не отличался от столиц. На десятилетия в репертуар местных театральных деятелей вошли "Орфей в аду", "Прекрасная Елена", "Перикола" ("Птички певчие"), "Синяя Борода", Оффенбаха, а также "Жирофле-Жирофля" Лекока, "Боккаччо" Зуппе, "Корневильские колокола" Планкетта. Оперетта никогда не выходила из моды, оставаясь "кассовой". В лице тамбовского зрителя она нашла самого преданного поклонника.
Именно с Тамбовщиной связано появление в начале двадцатого столетия такого явления, как театр железнодорожников. Он возник в Тамбове, Моршанске, Борисоглебске. Так у нас реализовалась идея народного театра. Грустно то, что эта тема сегодня мало кого интересует. Хотя исследователи полагают, что Тамбовщина вообще является одним из пионеров этого начинания. Мало того, губернский центр был одним из немногих провинциальных городов, в котором уже с конца восемнадцатого века было здание городского театра, а с начала двадцатого - отдельное здание театра железнодорожного. И еще одна примечательная черта, которая была большой редкостью по тем временам, - это появление театральных зданий в уездах - Моршанске, Борисоглебске, Козлове.
Чтобы истина была ближе
Деятельность тамбовских литераторов всех времен наиболее точно определяет выражение "Чтобы истина была ближе". Служению истине посвящали свое перо тамбовские писатели и поэты. Служению истине должно быть посвящено дальнейшее развитие литературных традиций тамбовского края.
Слово. Его мощь, сила и красота во все времена были неоспоримы. Целая плеяда писателей, прекрасно владевших им, выросла на тамбовской земле в XIX столетии. Чего стоят имена Евгения Боратынского, который вообще не нуждается в каких-то эпитетах-представлениях, одного из видных поэтов-сатириков Алексея Жемчужникова, летописца "судеб русского поместного дворянства" Сергея Терпигорева, "певца народного горя" Александра Левитова. Список можно продолжать и продолжать.
Пора перелома двух столетий и необыкновенно противоречивого времени начала ХХ века дала тамбовской земле и всей русской литературе не менее самобытные таланты. Поистине национальным достоянием являются работы литературоведа, критика, редактора первого советского "толстого" литературно-художественного журнала "Красная новь" Александра Воронского. Жизнь тамбовского края, его колоритные люди, удивительная природа оказали огромное влияние на творчество прозаика, драматурга, публициста, литературного критика, переводчика Евгения Замятина. Активно вошел в литературу писатель Сергей Сергеев-Ценский - автор эпопеи "Преображение России", исторического романа "Севастопольская страда", рассказов, повестей, романов, действительный член АН СССР, памятник которому установлен в Тамбове на Набережной в 1975 году.
Перестройка деревни в двадцатые-тридцатые годы, ломка человеческих характеров и вместе с тем сохранение чувства достоинства, национального самосознания нашли отражение в книгах Николая Вирты "Одиночество", "Вечерний звон", сюжетно связанных с родным для писателя тамбовским краем.
В послевоенные годы активно развернулась литературная деятельность писателей-участников Великой Отечественной войны: И.В. Шамова, П.А. Сажина, В.П. Журавлёва, С.С. Милосердова, И.С. Кучина, А.В. Стрыгина, А.Е. Шилина, многих других.
1960 год стал моментом, когда в области появилась своя писательская организация, руководителем которой стал Александр Стрыгин. С деятельностью профессиональной организации писателей связаны имена Майи Румянцевой, Ивана Кучина, Виктора Герасина, Александра Акулинина, в разные годы возглавлявших ее.
Сегодня в нашей области работают более тридцати профессиональных писателей, членов Союза писателей России.
Все сказанное выше - это не свидетельство ли того, как родной край питал и питает тамбовскую литературу живительными соками, обогащает ее новыми дарованиями? А в конечном итоге делает истину ближе.
* * *
Такой в самых общих чертах была музыкальная, литературная, театральная жизнь края в период его подъема и развития. Конечно, это далеко не предел. В рамках одной публикации сложно охватить все, и тем более, рассказать о других сторонах культурной жизни Тамбовщины. Поэтому - продолжение следует…