Вот, к примеру, британцы. Министр образования Туманного Альбиона задумался о повышении уровня преподавания математики в стране. Он даже разработал программу создания спецшкол с углубленным изучением "царицы наук". Согласно планам министра, в 2014 году эксперимент стартует на базе одного из лондонских колледжей. В проекте будут задействованы государственные школы. Предполагается, что в них на бесплатной основе будут обучаться математически одаренные дети, которым будет обеспечиваться интенсивный курс преподавания для наилучшей подготовки к поступлению в ведущие университеты страны. Автор этой программы не скрывает, что его проект опирается на зарубежный опыт, а если точнее - на опыт Советского Союза 60-х годов XX века. Именно в этот период в СССР для воспитания математической и научной элиты и были открыты подобные школы. Перенимая советский опыт, англичане планируют, что часть предметов ученикам спецшкол будут преподавать профессора вузов или студенты старших курсов.
В качестве образца британцы выбрали знаменитую физико-математическую школу-интернат при Московском государственном университете, основанную Андреем Колмогоровым в 1963 году.
Советская школа – образец
Тогда в СССР было создано сразу четыре школы-интерната физико-математического профиля - в Москве, Киеве, Ленинграде и Новосибирске. Колмогоров не только был одним из создателей московского интерната при МГУ, но и на протяжении многих лет сам читал в нем лекции. В школу съезжались математические таланты со всего Советского Союза. За годы своего существования данное учебное заведение воспитало свыше 300 докторов и более 700 кандидатов наук. В частности, одним из самых известных выпускников данного интерната стал ныне всемирно известный специалист по борьбе с компьютерными вирусами Евгений Касперский.
Созданная Колмогоровым школа-интернат благополучно пережила период распада СССР и "лихие 90-е" и продолжает успешно функционировать. Сегодня это учебное заведение носит сложное название - Специализированный учебно-научный центр - факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, школа им. А.Н. Колмогорова. Ежегодно этот центр отбирает для обучения около 200 самых способных школьников.
Образовательная современность
Что же сегодня происходит в российской системе образования? Курс на модернизацию в рамках "Нашей новой школы" взят несколько лет назад. На современном этапе развития событий в обычных школах, лицеях и гимназиях происходит поэтапное введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов. За примером далеко ходить не будем. Возьмем город Тамбов. К началу 2011/2012 учебного года техническое и материальное перевооружение испытали на себе все кабинеты первых классов. Теперь здесь есть все, что по стандартам должно помогать современному ребенку "грызть гранит науки": компьютеры, мультимедийные проекторы, навесные экраны, дидактические и методические материалы. Продолжается работа над обновлением содержания и технологий образования. В общеобразовательных учреждениях активно реализуются важные для развития образования проекты: "Общественно активная школа", "Доступная среда", "Дистанционное обучение детей-инвалидов". Понятно, что российская школа по природе своей не может быть такой же, как советская, хотя в ней могут сохраняться прежние образовательные модели. Те, которые позволяли добиваться высокого уровня качества получаемого детьми образования. Вопрос еще и в том, по каким критериям оценивается этот уровень.
Опять пример из городского образовательного процесса. Прошедший учебный год был насыщенным по количеству проведенных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, соревнований, научно-практических конференций, в которых активное участие принимали ученики тамбовских школ, воспитанники муниципальных учреждений дополнительного образования, учителя, педагоги. В региональном этапе олимпиады в 2012 году приняли участие 713, что на 110 человек больше, чем в предыдущем году. Команда города Тамбова завоевала 340 призовых мест из 556 возможных. Победителями стали 36 из 50 обучающихся 10 общеобразовательных учреждений. Бесспорным лидером по количеству завоеванных призовых мест стала команда лицея № 14. Кстати, физико-математического профиля. Итоги олимпиадного движения, по мнению председателя комитета образования администрации г.Тамбова Сергея Кузнецова, свидетельствуют о достаточно высоком уровне и эффективности сложившейся системы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью в городе Тамбове.
В этом году "Лучший школой Тамбовщины - 2012" стал лицей № 28 имени Н.А. Рябова. Высокие результаты муниципальных и региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников - это весомый показатель качества обучения в лицее. Лицей проводит активную работу в рамках школы-лаборатории инновационного развития. Созданный на базе учреждения муниципальный ресурсный центр для преподавателей естественного цикла позволяет решать задачи создания единого научно-методического пространства, обеспечивающего химико-биологическое направление при реализации приоритетных направлений в сфере образования. В планах лицея на будущее - расширить спектр профилей, предоставив возможность вариативного содержания обучения на старшей ступени.
Еще одним индикатором качества получаемого детьми образования является ЕГЭ. Много дискуссий возникало на этот счет, однако, опять же процитируем С.В.Кузнецова, "использование заданий стандартизированной формы позволяет установить уровень освоения ими федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования".
В 2012 году 18 выпускников г.Тамбова показали 20 результатов по 100 баллов на ЕГЭ по различным предметам, из них 2 человека достигли наивысшего результата по двум предметам. 128 выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений награждены медалями "За особые успехи в учении", из них 63 человека - золотыми медалями и 65 человек - серебряными медалями. Традиционно высок уровень поступления выпускников тамбовских лицеев, гимназий, школ в вузы не только родного города, но и столицы.
Нововведения, предложенные нацпроектом "Образование", по мнению председателя городского комитета образования, вполне себя оправдали. Но работа по реформированию системы продолжается. С 2011 года начался второй пятилетний цикл реализации приоритетного национального проекта "Образование". ПНПО не теряет своей актуальности, а становится ключевым механизмом реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", ряда направлений Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Следовательно, муниципальной системе образования необходимо продолжать продуктивно, системно и активно работать по реализации в том числе таких приоритетных проектов, как "Достижение современного качества образования", "Обеспечение социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями в системе общего и дополнительного образования".
Между тем
Британское издание The Times опубликовало рейтинг лучших систем образования, согласно которому первые три места заняли Финляндия, Южная Корея и Гонконг. Россия оказалась на двадцатом месте. Исследование было построено на сопоставлении результатов международных экзаменов, которые сдавали выпускники учебных заведений, показателей общего числа учащихся, процента выпускников от числа поступивших и многих других данных, находящихся в открытом доступе.
Есть мнение
Подискутировать на тему превосходства советской системы образования над российской согласился доктор экономических наук, профессор ТГУ им. Г.Р. Державина Сергей Попов:
- Как у любой системы, у советского образования наряду с плюсами были, безусловно, и минусы. Сегодня мы берем современные образовательные тенденции, накладываем их на ту же российскую школу, считая, что все это мгновенно заработает и даст большой эффект. Так не бывает. В каждом случае нужно грамотно подходить к любому вопросу, касающемуся образовательной среды. Но главное, как мне кажется, образование в России должно быть разным: обычные школы, учреждения с углубленным изучением каких-то отдельных предметов, может быть, даже частные школы, чтобы при таком многообразии образовательных моделей у детей и их родителей был выбор.
Сам Сергей Владимирович - выпускник "советской школы". Сегодня, работая в вузе, ему как никому другому хорошо видно, с каким уровнем подготовки приходят постигать азы высшего образования выпускники российских школ.
- Да нормальные абитуриенты приходят. Мне думается, что все эти разговоры о том, что раньше нас учили лучше, а нынешнее поколение тех, кто сдает ЕГЭ, хуже, - это всего лишь мысли, вытекающие из банальной проблематики отношений отцов и детей. Да, сегодняшнее поколение отличается от нас, и у него есть возможность, переняв наш опыт, стать лучше нас, - убежден профессор.
Сергей Попов считает, что все в этой жизни зависит от самого человека: если хочет получить знания, он достигнет своей цели при любой образовательной системе.
Тем не менее, доктор экономических наук отмечает, что лучшие достижения советского образования искоренить невозможно:
- Мы все вышли из той системы. И сегодня, конечно, можно поменять вывеску на образовательном учреждении, но если советская методология образования работает и дает конкретный результат, отказываться от нее никто не станет.
И еще, к разного же рода рейтингам Сергей Владимирович предлагает относиться весьма осторожно, поскольку критерии оценок каждое рейтинговое агентство определяет для себя само.
Любопытно
Осенью 2012 года в Новосибирске разразился грандиозный скандал вокруг физико-математической школы при Новосибирском государственном университете - той самой, которая создавалась в 1963 году по постановлению советского правительства наряду с московской. Мать одного из учеников, который не справился со сложнейшей программой спецшколы и был отчислен за неуспеваемость, пожаловалась в Рособрнадзор.
Проверка Рособрнадзора постановила: профессорам в школе преподавать негоже, посему их следует уволить, заменив обычными учителями. Сложную программу предписывалось упростить до стандартной. В довершение всего, спецшколу для одаренных детей обвинили в том, что у нее в штате нет дефектолога, логопеда, а главное - нянечки.
Суд Советского района Новосибирска выписал школе штраф в 100 тысяч рублей и предписал устранить недостатки. То есть фактически судебная инстанция приказала ликвидировать уникальное учебное заведение.
Но разум все-таки победил - областной суд отменил штраф и полностью прекратил дело, а чиновники от образования после поднявшейся волны возмущения поспешили сказать, что считают деятельность новосибирской физико-математической школы чрезвычайно важной.