Газета №35 (852), 28 августа 2012
Перейти к номеру

Сам себе президент

28 августа 2012, 14:57 Прочитали 1 156 раз
Муниципальные правовые акты нередко идут вразрез с федеральными законами
Вот был недавно случай...

Бродячие животные могут представлять опасность для людей, особенно если учесть, что они, как правило, не привиты от бешенства. С этим поспорить трудно, по крайней мере, если речь идет об агрессивно настроенных собаках и кошках, безо всякого предупреждения бросающихся на прохожих. Наверное, именно для того, чтобы обезопасить жителей Жердевки, местная администрация приняла постановление о нейтрализации на территории города всех бродячих собак. Другими словами, речь шла об уничтожении бездомных животных независимо от того, дружелюбны они или не очень, привиты или нет, больны или здоровы. В то время как федеральное законодательство предусматривает куда более бережное обращение с животными. Так что за собачек вступилась районная прокуратура.

- В соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства к полномочиям органов местного самоуправления отнесено установление порядка отлова собак, находящихся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорных кошек, и непосредственно отлов и содержание в специальных питомниках, - пояснили нам в прокуратуре Жердевского района. - Нейтрализация же таких животных предусмотрена лишь в исключительных случаях - болезнь животного, несовместимая с жизнью, или нападение животного на человека.

В результате прокуратура направила в суд заявление о признании "живодерского" нормативно-правового акта незаконным, так что следует ожидать, что вскоре он будет приведен в соответствие с федеральным законодательством и уцелевшие собаки смогут жить спокойно.

Впрочем, чаще все же от "неправильных" правовых актов органов местного самоуправления страдают не животные, а люди. Только за прошедшее с начала нынешнего года время актов, противоречащих федеральному законодательству, органами местного самоуправления было принято около четырехсот. А всего же те или иные нарушения и неправильности в муниципальном законодательстве прокурорские работники находят намного чаще. Вся эта "самодеятельность" местных органов власти может дорого стоить людям, хотя, конечно, не все они напрямую затрагивают интересы простых жителей. Но часто затрагивают, и еще как - например, когда речь идет о работе с обращениями граждан.

Лишние сроки, лишние документы…

В начале нынешнего года прокуратура Мордовского района обнаружила, что на территории одиннадцати сельсоветов действуют Порядки рассмотрения обращений граждан, поступающих в специализированные ящики "Для обращений граждан по вопросам коррупции", отдельные положения которых не соответствуют действующему законодательству. Подобный порядок, утвержденный главой Карпельского сельсовета в конце прошлого года, устанавливает, что выемка обращений из этого ящика производится не реже одного раза в месяц. Аналогичные нормы были закреплены еще в десяти муниципальных образованиях на территории Мордовского района. Работники прокуратуры сочли, что вынимать корреспонденцию раз в месяц - это слишком редко, и этим нарушаются права граждан на своевременное рассмотрение их обращений.

Нарушены сроки рассмотрения обращений граждан и утвержденным постановлением Сатинского сельсовета административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение на территории Сатинского сельсовета". В этом документе на рассмотрение обращений жителей, обратившихся за государственной или муниципальной услугой, отводится тридцать дней со дня подачи заявления вместо положенных пятнадцати и пяти дней. В результате прокуратура Сампурского района опротестовала соответствующее постановление.

А вот административный регламент предоставления в аренду гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, утвержденный постановлением администрации Первомайского района, сроки рассмотрения обращений не нарушал. Зато "требовал" от заявителей при обращении за соответствующей услугой предоставления кадастрового паспорта на землю. Между тем федеральным законодательством на первичном этапе предусматривается лишь подача заявления, в котором должны быть обозначены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Кадастровые же работы производятся позже, после того как орган местного самоуправления выдаст заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте. Таким образом, прокуратура Первомайского района пришла к выводу, что требованием документов, которые на начальном этапе предоставляться не должны, создаются дополнительные административные барьеры для граждан, желающих получить в аренду земельный участок. В связи с этим она принесла протест на указанный нормативный правовой акт, потребовав привести его в соответствие с действующим законодательством.

Порядка ради

Нередко случается, что органы местного самоуправления утверждают тот или иной Порядок, который должен утверждаться на более высоком уровне - федеральном или региональном. Причем большинство этих Порядков на высших уровнях разработаны, утверждены и действуют. Так что муниципалитеты должны лишь этим Порядкам следовать, а не "изобретать велосипед".

Так что в итоге, принимая такие нормативно-правовые акты, муниципалитеты не только превышают свои полномочия, но и противоречат высшему законодательству. Это вызывает путаницу, плюс из-за этого могут быть нарушены права и законные интересы жителей.

Весной Кочетовским сельсоветом было принято постановление, первый же пункт которого устанавливал порядок определения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Мичуринского района Тамбовской области. Как нам сообщили в прокуратуре Мичуринского района, указанная сфера правоотношений регулируется Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с ним к полномочиям органов местного самоуправления относится лишь определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения. Порядок же определения размера этого вреда, равно как и Порядок его возмещения, определены правительством. Так что, утверждая такой порядок, Кочетовский сельсовет превысил свои полномочия.

А вот глава администрации города Уварово утвердил требования пожарной безопасности при распространении использования пиротехнических изделий. Цели, которые он этим преследовал, ясны - обеспечить безопасность горожан. И все бы было правильно, если бы соответствующие Правила пожарной безопасности не были бы установлены еще в 2009 году Правительством РФ. Тем более, что, согласно Федеральному закону "О пожарной безопасности", органы местного самоуправления вправе издавать только те нормативно-правовые акты, которые касаются предотвращения пожаров.

Не ошибается тот, кто ничего не делает?

Впрочем, и непринятие нормативно-правовых актов, которые должны быть приняты именно на местном уровне, может нарушать права и законные интересы жителей. Например, Булгаковский сельсовет Гавриловского района вопреки требованиям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" не принял целый ряд нормативных правовых актов в сфере регулирования тарифов на ЖКУ. В частности, не была установлена система критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; не была утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и инвестиционная программа; не был принят муниципальный правовой акт, определяющий порядок и условия разработки технических заданий по подготовке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса с учетом местных особенностей и действующих муниципальных правовых актов. Подобные нарушения были выявлены прокуратурой Гавриловского района еще в шести сельсоветах.

- Там какие раньше были утверждены тарифы, такие и действуют. А федеральные законы у нас уже новые, - пояснил прокурор Гавриловского района Николай Овсянников. - Живут, грубо говоря, по старинке.

Понятно, что если бы сельсоветы шли в ногу со временем, то тарифы на ЖКУ могли бы быть другими, и не исключено, что более низкими.

Кто виноват и что делать?

Причина того, что муниципалитеты принимают "неправильные" акты и не принимают "правильные", может крыться в том, что в органах местного самоуправления, особенно в сельсоветах, не хватает юридически подкованных сотрудников, чтобы достаточно глубоко знать практически все федеральное законодательство. Да и те, что есть, жалуются на огромный объем работы, который им приходится выполнять, в том числе и отвечая на бесконечные запросы прокуратуры, предоставить информацию по которым зачастую надо "еще вчера". С другой стороны, и сотрудники прокуратуры понимают проблемы муниципалитетов и поэтому стремятся к тому, чтобы взаимодействие с органами местного самоуправления не ограничивалось лишь запросами информации со стороны прокуратуры и ответами на них из муниципалитетов.

Для предупреждения принятия незаконных нормативных правовых актов прокурорские работники участвуют в заседаниях представительных и исполнительных органов власти и местного самоуправления, рабочих групп, изучают проекты областных и муниципальных актов.

И положительные сдвиги благодаря такой работе уже имеются. Если в 2010 году прокурорами было оспорено почти три тысячи незаконных муниципальных нормативных акта, то в 2011 году - 2751. Так что в том случае, если эту положительную динамику удастся сохранить и даже нарастить, то лет через десять почти все постановления, принимаемые на уровне муниципалитетов, будут соответствовать вышестоящему законодательству. А пока - ждем-с...

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер