Те, кто сегодня стоит на защите прав рядовых граждан, убеждены: в Воздушном кодексе должна быть "страховка" для пассажира даже по невозвратным билетам. Бизнес просто обязан нести больше рисков, чем потребители услуг. И в этой связи необходимо заложить условия, когда тот, кто вернул дешевый невозвратный билет, сможет получить деньги за него, если билет купил другой пассажир. Но пока в предложенных Минтрансом поправках в Воздушный кодекс, которые выставлены на обсуждение на сайте Минэкономразвития, больше выгоды для перевозчиков.
На сегодня, согласно всем поправкам, получается следующая картина: если авиакомпания продала второй раз дешевый билет, то первому пассажиру вернут только затраты за его бронирование. А тот, кто полетит по этому билету, заплатит за него еще раз. В итоге авиакомпания имеет двойную продажу, а значит, двойной доход.
Более того, эксперты полагают, что авиаперевозчики могут пойти на такой шаг, когда будут опускать до минимума стоимость на невозвратные билеты, чтобы привлечь к ним внимание, отбивая тем самым цену на остальные билеты. А на них, кстати, приходится почти 80 процентов продаж. Это, конечно, невыгодно пассажирам. Кто захочет рисковать и покупать невозвратный билет? Вряд ли бухгалтерия организации, представитель которой отправляется в командировку, пойдет на риск и позволит бронировать билеты, деньги за которые невозможно вернуть, даже с вычетом затрат за бронирование.
В этом контексте было бы вполне логичным рассматривать такой вариант. Пассажир, сдавший тот самый невозвратный билет, смог бы получить за него деньги после того, как этот билет купят. Но для этого в открытом доступе должна быть информация о заполняемости самолетов. Сейчас она для обычного потребителя малодоступна.
Но не все так плохо в проекте поправок. Там все-таки предусмотрен возврат денег по дешевому тарифу в том случае, если человек не смог лететь из-за болезни. Но опять же никоим образом не прописано, как именно пассажир должен доказывать причину невылета. Нужно ли, например, для получения денег вызывать врача и брать больничный лист?
На сегодняшний день российским авиаперевозчикам возвращается около восьми процентов билетов. В случае принятия законопроекта, по предварительным расчетам, экономия российских авиакомпаний может составить около 23 миллиардов рублей в год. Суммарное же снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки составит 6,8 миллиарда рублей в год. По мнению разработчиков, такое снижение будет иметь не меньший эффект, чем субсидирование авиаперевозок на Дальний Восток. В пояснительной записке к проекту документа прогнозируется, что невозвратные билеты будут покупать социально незащищенные слои населения. Предполагается, что они станут своеобразной заменой дешевых перевозчиков. В случае введения таких тарифов может снизиться стоимость самых дешевых билетов, а вот средний тариф практически не изменится. Разные классы бронирования билетов существуют и сейчас, причем чем дешевле билет, тем больше по нему ограничений для пассажира. Однако, как отмечают эксперты, после банкротства нескольких крупных перевозчиков пассажиры практически перестали покупать билеты загодя, а предпочитают брать их в последний момент.
В отношении нашего региона, где на сегодняшний день осуществляются авиаперевозки лишь по маршруту "Тамбов-Москва" и в обратном направлении, может, для кого-то эти нововведения и не столь значительны. Тем не менее, возвраты по авиабилетам, как нам сообщили в одной из авиакасс города, есть. Но больше всего нас заинтересовали нынешние условия возврата денег по ним, установленные компанией-перевозчиком. И здесь мы нашли кое-что интересное. Будем исходить из стоимости билета эконом-класса без учета сервисных сборов авиакасс. Итак, стоимость билета из Тамбова до Москвы - 1990 рублей. В случае, если вы приобрели билет заранее, но более чем за сутки решили, что не полетите, вам из уплаченной суммы удержат тысячу рублей и еще 125 за бланк. Если же решение остаться дома вы приняли менее чем за 24 часа, то кроме 1125 рублей с вас удержат сбор в размере 25 процентов от оплаченного тарифа. В конечном итоге на руки вы получите чуть более 800 рублей.
К сожалению, не все пассажиры до покупки билетов знакомятся с условиями их возврата. В результате некоторым потребителям не возвращают ту сумму, которую они рассчитывали получить.
- У нас были случаи, когда тамбовчане обращались к нам с вопросами по возврату билетов, - говорит начальник отдела по защите прав потребителей контрольного комитета администрации г. Тамбова Татьяна Долгих. - К сожалению, нам не удалось отстоять права наших граждан. Дело в том, что у компании-перевозчика все условия были прописаны, но информация была мало доступна клиентам. В итоге, не ознакомившись со всеми нюансами, люди не смогли получить все деньги по возвращенным ими билетам.
Когда именно в России могут появиться узаконенные невозвратные билеты, разработчики законопроекта прогнозировать пока не стали. После заключения Минэкономразвития и доработки он будет выставлен на обсуждение общественности на сайте Минтранса. И лишь после корректировки с учетом высказанных предложений проект закона может быть отправлен в правительство и затем в Госдуму. Успеют ли принять проект закона до конца года, неизвестно.