А посвящена книга памяти покойного супруга автора монографии Владимира Павловича Пешкова - одного из известнейших тамбовских краеведов, произведениями которого о Лермонтове, Пушкине и Боратынском по сей день зачитываются поклонники их творчества. Так что и само мероприятие, в ходе которого была презентована книга Л.В. Гюльназарян-Пешковой "Признание в любви", превратилось в вечер воспоминаний, посвященный 80-летию со дня рождения Владимира Пешкова.
Владимир Пешков родился 23 апреля 1932 года в Кутаиси. Настоящая его фамилия была Дербидиан, а фамилию Пешков носил его дед по материнской линии, который усыновил оставшегося после войны сиротой внука. Сам Павел Архипович жил в Тамбове, и поэтому в 1947 году Владимир в возрасте 15 лет тоже переехал из Грузии в Тамбов. Здесь он окончил школу и педагогический институт, долгое время работал учителем истории. В местных газетах часто появлялись его статьи на различные темы, а в 60-е годы среди них нередко стали появляться публикации, посвященные связям с тамбовским краем известных русских поэтов. В этих материалах внимательный читатель мог найти много интересных фактов из жизни Пушкина и Лермонтова, в том числе и ранее неизвестных. Чтобы исследовать связи известных русских поэтов с Тамбовщиной, Владимир Пешков изучал много литературоведческих и исторических материалов, работал в архивах.
В 1969 году вышла первая книга Владимира Пешкова, написанная им в соавторстве с Николаем Гордеевым. О чем эта книга, ясно уже из ее названия - "Тамбовская тропинка к Пушкину". По словам литературоведов, книга почти целиком написана Владимиром Пешковым, а Николай Гордеев лишь составил литературную карту "А.С. Пушкин и Тамбовский край". Книга сразу же заинтересовала краеведов, учителей, филологов. На нее приходили запросы из разных уголков СССР. Однако у представителей власти книга такого восторга не вызвала. Друзья и соратники Владимира Павловича вспоминают, что ему высказывались претензии по поводу того, что он "воспевает" дворянскую усадьбу. Однако подобные "увещевания" на принципиального краеведа действия не возымели. Его интерес к изучению истории нашего края, к жизни и творчеству русских поэтов вылился в издание новой книги - "Страницы прошлого читая…", теперь уже посвященной связям с Тамбовщиной Михаила Юрьевича Лермонтова. Эта книга, вышедшая в 1972 в Воронеже, тоже быстро нашла своего читателя, несмотря на то, что была издана довольно большим - 50-тысячным тиражом, быстро была раскуплена и стала библиографической редкостью.
Следующая книга Владимира Пешкова была посвящена жизни и творчеству Евгения Боратынского, родовое имение которого - Мара - находится на Тамбовщине. В название этой книги были вынесены слова самого поэта, обращенные к своей малой родине - "Моя начальная любовь…".
Сегодня Владимира Пешкова считают одним из родоначальников литературного краеведения. Кроме того, он оказался человеком, который пробудил интерес и любовь к провинциальной русской усадьбе.
- Он обладал колоссальным даром популяризатора, - говорит о Владимире Пешкове журналист Валерий Марков. - Например, в своей книге "Тамбовская тропинка к Пушкину" он не просто собрал интересные материалы, но и вдохнул в них душу. Сделать это мог только настоящий писатель.
- Я училась на его работах, - утверждает профессор ТГТУ, заслуженный работник культуры РФ Антонина Соболева. - Владимир Пешков был настоящим исследователем, который поднял огромное количество архивного материала. Его книга о Боратынском вызывает интерес библиографов из разных стран.
Владимир Павлович прожил недолгую, но насыщенную жизнь, оставив нам в наследство интереснейшие книги. Эти работы оказались настолько востребованными, что их пришлось неоднократно переиздавать. Правда, свет они увидели уже после смерти тамбовского краеведа. Готовя эти книги к переизданию, его вдова Лидия Гюльназарян-Пешкова дополнила их новыми интересными материалами. Например, в книгу "Страницы прошлого читая..." была включена подборка стихотворений тамбовских поэтов, посвященных Лермонтову.
Лидия Васильевна не только позаботилась о подготовке к выпуску книг, написанных ее ушедшим из жизни супругом, но и продолжила его дело. Горячая любовь к Владимиру Пешкову и перенятый у него интерес к творчеству Евгения Боратынского вылились в монографию "Признание в любви. Финляндия в творчестве и судьбе Е.А. Боратынского". В книгу вошла не только монография, посвященная финскому периоду в жизни Боратынского, но и подборка стихотворений, посвященных этому известному русскому поэту. Иллюстрации к книге нарисовал тамбовский художник Николай Воронков.
Евгений Абрамович Боратынский родился 19 февраля (2 марта) 1800 года в селе Вяжле Кирсановского уезда Тамбовской губернии. В 1808 году его отвезли в Петербург в частный немецкий пансион, из которого он спустя пару лет перешел в пажеский корпус. Подросковая шалость, которую он здесь совершил, стоила ему карьеры - Боратынскому было запрещено поступать на государственную службу, кроме военной, да и то лишь рядовым. Покинув пажеский корпус, Евгений несколько лет жил с матерью в Тамбовской губернии. Здесь он и начал писать стихи.
После усиленных хлопот Боратынскому все-таки разрешили поступить рядовым в петербургский лейб-гвардии егерский полк. В 1920 году он был произведен в унтер-офицеры и переведен в Нейшлотский пехотный полк, квартировавший в Финляндии. Пятилетнее пребывание в Финляндии оставило глубокий след в сердце Боратынского и нашло отражение в его поэзии. Впечатлениям от "сурового края" обязан он несколькими лучшими своими лирическими стихотворениями ("Финляндия", "Водопад") и поэмой "Эда". Первоначально Боратынский вел в Финляндии тихую и уединенную жизнь. Однако потом он сблизился с адъютантами финляндского генерал-губернатора А.А. Закревского и осенью 1824 года по ходатайству своего нового друга Путяты Евгений Боратынский получил разрешение приехать в Гельсингфорс и состоять при корпусном штабе генерала Закревского. Здесь молодой поэт увлекся супругой генерала Закревского Аграфеной. Эта любовь принесла Боратынскому немало мучительных переживаний, отразившихся в таких его стихотворениях, как "Мне с упоением заметным", "Фея", "Нет, обманула вас молва", "Оправдание", "Мы пьем в любви отраву сладкую", "Я безрассуден, и не диво…".
По мнению литературоведов, монография Л.В.Гюльназарян-Пешковой - плод труда творческого и неравнодушного человека. В этом произведении проявился не только исследовательский, но и писательский дар автора. Рассказывая о своей работе над книгой, Лидия Васильевна с чувством вспоминает, какое впечатление произвело не нее то, что в Финляндии любят творчество Боратынского и считают его одним из величайших поэтов в мире.
- Боратынского часто называют поэтом мысли, отказывая его лирике в эмоциях, - замечает Лидия Васильевна. - Это не совсем справедливо. Достаточно вспомнить влюбленность Евгения Боратынского в Аграфену Закревскую. Это было сильнейшее чувство, которое нашло отражение в его поэзии. Сначала были эмоции, а потом они уже перелились в мысли.
Творческий вечер, посвященный выходу книги Л.В. Гюльназарян-Пешковой и 80-летию со дня рождения Владимира Пешкова, собрал в зале краеведческого музея многих поклонников творчества Евгения Боратынского. Звучали русские народные песни, которые, возможно, поэт тоже слышал, живя в Маре, а также стихи Евгения Боратынского и других поэтов. Одна из гостей вечера - поэтесса Ирина Суглобова - поделилась своими воспоминаниями от посещения Мары в то время, когда она, еще будучи школьницей, гостила у бабушки, и выразила удивление по поводу того, что это имение до сих пор не восстановлено. Впрочем, сегодня потомки начали вспомнинать о своем именитом земляке. В прошлом году в одном из скверов областного центра ему установили памятник. А теперь вот вышла замечательная книга, познакомившись с которой, возможно, многие начнут относиться к творчеству Евгения Боратынского с большим интересом и уважением. И "незакрытая рана отечественной культуры", как назвал Мару кто-то из участников встречи, наконец-то зарастет.