На фронт уроженка Белгородской области Мария Воеводина попала в 19 лет. Девчушка, которая только-только окончила школу для фельдшеров, еще и опыта не успела набраться в мирной жизни, как сразу оказалась в кровавых жерновах войны. То воскресенье июня 22-го она помнит до сих пор:
- Мы всей семьей собирались на природу… Родители, я, брат… И тут по радио сообщили: без объявления войны германские войска напали на нашу Родину. Уже на следующий день я, как военнообязанная, заступила на дежурство, а через десять дней меня отправили на фронт.
Самыми тяжелыми выдались первые два года войны, когда наши войска были вынуждены отступать и оставлять свои города. Так, родная для Марии Ивановны Белгородщина оказалась в руках фашистов. А ведь дома оставалась мама. Мария тем временем спасала жизни сотням советских солдат, работая хирургической сестрой в госпитале.
- Бывало, по пять дней не выходила из операционной, - вспоминает бывший санинструктор.
На военную долю Воеводиной выпало участие в самых героических битвах в истории Великой Отечественной. Она вытаскивала из окопов под Москвой раненых солдат, спасала им жизни в операционных и на передовой…И все-таки самым значимым сражением в этой войне, по ее признанию, стала Курская битва.
- Москва, Сталинград уже отбили натиск врага. Многие советские города были освобождены, в том числе и моя малая родина. Мы поняли, что есть силы противостоять фашистам. И пошли вперед. На Орловско-Курском направлении сражалась и пятая танковая армия, в которой я была санинструктором. То, что сегодня историки называют битвой под Прохоровкой, Курской дугой, трудно описать словами. Скажу лишь, что это выдающийся подвиг советских воинов, позволивший нам освободить от фашизма не только СССР, но и всю Европу, - говорит Мария Воеводина.
А после Курска были бои за Харьков, Киев, те самые города братской нам Украины, в которой сегодня открыто оскорбляют наших ветеранов, унижают их, избивают. Кстати, под Киевом Мария Ивановна получила тяжелое ранение. Теперь она сама оказалась на больничной кровати, но желания задержаться в госпитале у девушки не было. Бесконечные рапорты с просьбой отправить ее на фронт закончились тем, что в 1944 году Воеводина оказалась снова в строю, а точнее - в 3-й танковой армии, в составе которой она освобождала Минск, Вильнюс…
- В это время все уже понимали, что враг будет окончательно разбит. Но, хочу сказать, как бы тяжело ни было в 1941-42 гг., в победу верили все, - говорит М.И. Воеводина.
А потом был Берлин, за взятие которого Мария Ивановна была удостоена медали. Кроме пылающего рейхстага, занятого советскими войсками, разрушенных немецких улиц и голодных детей, в памяти ветерана хорошо сохранился эпизод беседы с немецким военнопленным, который понял причины того, почему его фюрер проиграл эту войну.
- Офицер говорил на чистом русском языке, поскольку до войны учился в советском вузе. Глядя на то, как наш солдат с автоматом на плече и с гармонией в руках дошел до Берлина, у подножия рейхстага пел песни, немец с сожалением сказал: "Вся наша современная техника оказалась бессильна против непобедимой русской души". Вот он, национальный дух, который не сломить никакими орудиями, но который в очередной раз сегодня подрывают наши враги, - сказала Мария Ивановна. - Мне ничего не страшно в этой жизни, даже тогда я не боялась смерти, может, от того, что молода была, хотя она не раз заглядывала мне в глаза. Я боюсь только, что война повторится в наши дни, и это будет гораздо ужаснее, чем в 40-е минувшего столетия.
После Победы 45-го Мария хотела остаться в армии. Однако в родном селе Белгородщины у девушки осталась одна мама. Отец погиб на фронте, брат, демобилизовавшись, завершил службу в Харькове. Нужно было помогать восстанавливать хозяйство, и Мария отправилась домой. Со своим будущим мужем - тамбовчанином Николаем Ивановичем Воеводиным - Мария Ивановна познакомилась еще на фронте. Были романтические свидания, письма и открытки, но каждый понимал, что война есть война. Семейный союз Воеводины создали уже в мирное время. В 1949 году они перебрались на родину Николая Ивановича - в Тамбов, где Мария Ивановна проживает до сих пор. Непростыми были послевоенные годы, но Воеводины были верны и воинскому долгу, и простым человеческим ценностям. Мария Ивановна долгие годы проработала в бывшем училище связи, до сих пор ведет активную работу с молодым поколением, поскольку убеждена: оно должно знать правду о той далекой войне и учиться на примерах своих предков, как нужно любить и защищать свою Родину.
- О таких святых понятиях у нынешней молодежи, не у всей, конечно, но у многих, весьма абстрактное представление, - говорит Мария Ивановна Воеводина, которая, несмотря на возраст, готова вновь и вновь встречаться с мальчишками и девчонками, рассказывать им, ради кого их старшее поколение проливало кровь и умирало на той далекой войне.
А таковых сегодня с каждым днем становится все меньше и меньше. В 1978 году не стало супруга Марии Ивановны, нет в живых сегодня и ее однополчан, с которыми она воевала. Но в мыслях, в фотоальбомах, а главное - в письмах, присланных от бывших фронтовиков, они всегда с ней. Таких конвертов на ее имя у ветерана наберется не один десяток. О чем эти письма?
- В них есть все - поздравления, слова поддержки… После смерти мужа, когда я осталась вдвоем с дочерью, эти письма помогли мне справиться с горем. Я поняла, что не одна. Меня помнят мои раненые, которых я спасала в госпиталях, на полях сражений… Они писали, благодарили, предлагали помощь и всяческую поддержку. Писали мои сослуживцы, фронтовые друзья…
Накануне своего 90-го дня рождения Мария Ивановна полна энергии, желания продолжать самым активным образом вести общественную работу и приносить пользу окружающим. Такой уж она человек. Такими людьми мы должны гордиться.