Газета №14 (831), 3 апреля 2012
Перейти к номеру

Скрытая угроза

3 апреля 2012, 15:21 Прочитали 1 499 раз
Сектанты перестали приставать к людям на улицах. Зато началась массовая обработка сознания в Интернете
Виртуальная история

Для начала - фантастическая зарисовка. Идет парень по Тамбову, а навстречу ему двое сверстников: "Здорово, мы из секты. Айда к нам. Тебе у нас понравится.

Ты чем занимаешься? В университете учишься? Это ты бросай. Мы учебу в вузе не поощряем. Нечего тебе тут делать, ничему хорошему тебя там не научат. Нет-нет, мы сами тебе все что надо расскажем.

Девушка у тебя есть? Забудь. Нам так не нравится. Если заслужишь, мы сами решим, нужно тебе с кем-то встречаться или нет. Надо будет, найдем тебе невесту, и ты на ней женишься. Возражать ты не будешь - кого назначим, того и примешь. Она тоже не будет против. У нас возражать не принято.

И с родителями своими попрощайся. А знаешь, лучше даже и не прощайся. Мы любовь к родителям не одобряем. Они все очень плохие. И твои тоже. Они же с детства тебе только мешали, все время тебе завидовали и хотели реализовать на тебе свои родительские комплексы. Поэтому лучше приди-ка ты домой, собери вещички и что-нибудь ценное еще прихвати. Завтра полшестого утра встречаемся на вокзале. Отправим тебя в Иркутск.

Там ты у нас будешь на улицах денежки собирать. Норма - шесть тысяч рублей в день. Смотри, чтобы собрал. Не соберешь - накажем. Зато условия жизни в Иркутске у нас отличные - двухкомнатная квартира в центре города. Живет там всего-навсего восемнадцать человек. Спать будешь на полу. Честно тебя предупреждаем - спальных мешков на всех не хватит. Хотя спать будет жестко, зато спим мы мало. Подъем полшестого утра. Надеемся, сорок секунд тебе хватит, чтобы лицо умыть, потому что, сам понимаешь, уборная одна, а народу восемнадцать человек - задерживаться некогда.

Завтракать у нас не принято. Вместо завтрака мы изучаем труды главы нашей секты. И в половине девятого - на улицу. Ты с собой там теплой одежки возьми побольше, а то Иркутск все-таки".

Интересно, если бы кто-то услышал подобное, он хоть на секунду представил бы себе возможность, что окажется в подобном положении по собственной воле? Дурацкий вопрос. Но именно в такой или похожей ситуации оказались и оказываются миллионы жителей России, попавших под влияние различных сект. По признанию известного борца с сектантством Александра Дворкина, сколько сегодня в России сект, не знает никто. По его личным подсчетам, но это не статистические данные, крупных сектантских объединений, которые действуют как минимум на несколько регионов, в стране от шестидесяти до восьмидесяти. Более мелких, территория распространения которых ограничивается одним городом, районом или даже селом, - до трех тысяч.

Но ведь того, о чем мы рассказали, о себе никто не скажет. А, в конце концов, очень вероятно, что именно так может обернуться дело. Правда, начнется все не с откровений про плохих родителей и восемнадцать человек в двухкомнатной квартире, а с чего-то более приятного.

Как можно попасться

Вот возьмут и пригласят вас, например, на бесплатные курсы английского языка. Или на занятия восточными единоборствами. А может быть, на курсы шейпинга по методу йоги. Лекции по древнему философскому наследию тоже не исключаются. Или курсы по раскрытию внутреннего потенциала, по личностному росту. В последнее время появилась "фишка" - "как научиться учиться". Ну, или всегда добиваться успеха. Вариантов может быть множество. Результат зачастую один - ты оказываешься в секте.

Кстати, есть вариант попадания к удивительному доктору, потрясающему диагносту, который определяет не только болезни, которые уже есть, но и которые только будут. И естественно, тут же предложит лечение от этих болезней. Забавную историю услышал по этому поводу от Александра Дворкина во время его недавнего визита в Тамбов:

"Я весной участвовал в записи очередного ток-шоу на телевидении. Оно было посвящено смерти еще одного индийского шарлатана и мошенника Саи-Бабы, который называл себя богом. Была интересная передача и встреча с этими саи-бабитами. Но тогда, помимо обсуждения Саи-Бабы, почему-то решили привести в студию шамана Колю. Его привезли откуда-то с севера, он был весь еще в мехах и даже с большим меховым бубном в руках. Через несколько вопросов стало ясно, что шаман Коля очень сильно пьян. Видно, для храбрости принял "на грудь", потом еще добавил, "заполировал" и вышел на публику уже очень хороший.

И вот этот шаман Коля стал заплетающимся языком рассказывать, как к нему в чум являются восемнадцать тысяч шестьсот сорок девять духов и как он с ними общается. Я говорю: а как вы их узнаете - по имени каждого запоминаете? Но он смело продолжил, что эти духи ему говорят диагноз каждого человека, который туда приходит. Я говорю: пусть он скажет мой диагноз, какие у меня болезни есть. Он посмотрел на меня внимательно: у тебя сердце больное. Я в ответ: ошибка вышла, на сердце не жалуюсь. Недавно проверялся, как раз выяснил, что с сердцем все в порядке. А рядом сидел человек, поклонник этого шамана, который мне и говорит: вы не понимаете, он же видит вас на астральном уровне. Это значит, что сердце сейчас здоровое, а через десять лет оно будет больное. Логика железная…"

Хуже вымысла

Двенадцать лет назад я впервые по роду журналистской деятельности столкнулся с пугающе-непонятным словосочетанием "тоталитарная секта". И не где-нибудь за тридевять земель, а в Тамбове. То, что скрывалось за словами, оказалось еще более тревожным. Разрушенные семьи, искалеченная психика, погубленная жизнь и ни копейки денег за душой - это результат пребывания человека в секте. Кому-то это может показаться диким, но с этим в нашей стране уже столкнулись миллионы. А завтра?..

И то, что описано в начале материала как фантастическая картинка, для меня совсем не удивительно. В конце девяностых - начале двухтысячных по тамбовским улицам постоянно ходили парни и девушки, которые представлялись как члены организации "За чистоту любви и истинные семьи". А на деле были адептами широко известной специалистам международной тоталитарной секты последователей Сан Мён Муна - Церкви Объединения. Это их жизнь описана в начале статьи. У них даже была похожая квартира на Карла Маркса в районе пересечения с Чичканова. Правда, в последние годы их на улицах не видно. Значит ли это, что все успокоилось и сектантская муть больше не будоражит людям головы?

Пространство виртуальное - секты реальные

Именно вопрос о том, нужно ли на самом деле сегодня так уж пристально обращать внимание на деятельность сектантов, был первым, который я задал Александру Дворкину во время беседы при его приезде в Тамбов:

- В начале девяностых - понятно. Рухнул "железный занавес", в стране - никакой идеологии, к нам хлынуло огромное количество сект. Сейчас, по крайней мере, в провинции, если судить по Тамбову, может быть, внешне, все затихло…

- Тем не менее, смысл заниматься этой проблемой есть. Сект стало меньше на улице, но это не значит, что их число уменьшилось. Все время появляются новые секты и секточки. Уличная вербовка - для них уже во многом прошедший этап. Сейчас, пожалуй, только Свидетели Иеговы остались на улицах, остальные действуют по-другому - через Интернет, через социальные сети, через всевозможные курсы, через знакомых. И люди столь же подвержены влиянию сект, что и раньше, просто внешне это сегодня не так заметно. Вот сидит молодой человек в Интернете - сразу и не видно, чем он там занимается. А может быть, его в это время как раз в секту и затаскивают.

С другой стороны, в чем-то Вы правы: Тамбов относительно более благополучный город, чем другие регионы страны. Есть буквально несколько областей, и среди них Тамбовская, которые по распространению сектантства чувствуют себя намного лучше, чем Москва или Питер, не говоря уже про зауральские регионы, где совсем все тяжело. Но ведь Тамбов не существует на острове посреди океана. Тамбовчане - граждане огромной страны. Они приезжают в другие города, и тут относительная благополучность Тамбова делает их гораздо более беззащитными. У тамбовчан иммунитета против сект меньше. И когда они с ними сталкиваются, то часто просто не знают, что это такое.

- Можно назвать несколько "свежих" сект, которые появились в последнее время и которые, на Ваш взгляд, представляют потенциальную угрозу именно для Тамбова?

- Сайентология, которая в последнее время появилась в Тамбове. Я столкнулся в студенческой аудитории с тем, что они даже не слышали, что это такое. С одной стороны, это вроде бы замечательно. А с другой, в современном мире это непозволительная роскошь.

- Но могу сказать, что лет десять-двенадцать назад мне пришлось столкнуться в Тамбове с сайентологами. И судя по общению, я понял, что они уже тогда действовали в нашем городе достаточно долго…

- Может быть, но, очевидно, потом у них что-то не заладилось. И теперь они всплыли вновь.

В последнее время очень активно развиваются анастасийцы - "Звенящие кедры России". Кроме того, люди часто не подозревают о наличии такого явления, как всевозможные коммерческие культы - это секты, которые действуют под видом финансовых пирамид и организаций многоуровневого маркетинга. Есть еще и психокульты - секты, которые действуют под видом тренингов и семинаров по раскрытию внутреннего потенциала человеческого организма. Кстати, в Тамбове во время одного из выступлений мне пришлось столкнуться с тем, как один молодой человек возмущался тем, что я отношу "Синтон" Козлова к тоталитарным сектам. Или, например, школа Нарбекова привлекает к себе людей под видом поправки здоровья, а на самом деле это тоже тоталитарная секта.

- На Ваш взгляд, неоязычество можно отнести к сектам? Они вроде бы себя и к религии не относят. И насколько они опасны сегодня?

- Неоязычество, и нативистское движение - одно из активно развивающихся сегодня направлений. Причем характерно оно не только для России. Есть и британские нативисты, которые говорят о возрождении друидской религии и друидских ритуалов, и немецко-скандинавские, которые молятся Тору и Одину, и греческие, которые поклоняются Зевсу и Афине.

А в целом неоязычество - это не секта, а, скорее, сектантское движение, которое состоит из многих сект. К счастью, пока они разъединены между собой. Может быть, им и не удастся объединиться. От этого зависит, смогут ли они развиваться дальше. У них есть крыло более экологическое и крыло откровенно неонацистское. Какое из них победит - это еще вопрос. Поэтому возможно разное развитие событий.

- Определенное количество лет назад существовало такое мнение, что чуть ли не каждый второй проповедник, который приезжает к нам из-за рубежа, - это кадровый офицер западных спецслужб…

- Уверен, что это не так. Есть несколько сект, которые действительно сотрудничают с зарубежными разведками. Например, сайентология, мормоны. Те же муниты были тесно связаны с корейской ЦРУ.

Другое дело, что сектантская экспансия - это серьезный фактор международной политики. Госдепартамент США, например, активно использует его для оказания давления на те страны, которые их не устраивают по тем или иным причинам. И не нужно думать, что подобная деятельность направлена исключительно против России. Если во Франции принимают закон против сайентологов, то давление оказывается на Францию, если Германия вырабатывает противосектантские меры - на Германию. В том числе и на Россию, и на Китай, и на другие страны.

Сейчас индийское правительство осознало, что псевдоиндийские секты - это одна из важных статей дохода для Индии. Когда тот же Саи-Баба, который начинал трущобным подростком, скончался в прошлом году, после осталось около девяти миллиардов долларов только на его банковских счетах, не считая всего остального. Несколько таких Саи-Баб - и вот вам половина индийского национального бюджета. Поэтому понятно, что Индия будет подобные организации поддерживать.

Так что работать в этом направлении необходимо. И то, что сектантов не видно на улицах, вовсе не означает, что их стало меньше. Просто методы работы стали другими.

Вместо заключения

Первый вывод, который в такой обстановке необходимо сделать каждому для себя лично, - если вам предлагают много всего, сразу и бесплатно, не забывайте, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Если от вас требуют принять решение сейчас, немедленно, потому что потом уже будет поздно, это значит, что вам просто не хотят предоставить информацию, имея которую, вы бы никогда не согласились на подобный шаг. Если человека куда-то приглашают, он должен получить полную информацию, чтобы ознакомиться со всем и только принять решение. Если же вам говорят: нет, это невозможно объяснить, вот придешь и увидишь, или - как же, погоди, у нас есть вот такие и вот такие курсы, но их содержание разглашать нельзя, потому что это может тебе повредить, если ты узнаешь его неподготовленным, поэтому нужно сначала войти, а потом узнаешь содержание, это означает только одно - вас просто обманывают.

- Если незнакомец ведет себя с вами как лучший друг после полуминуты знакомства, или вы приходите в какое-то место и к вам там проявляют чрезмерное внимание, это тоже подозрительно, - уверен Александр Дворкин. - Если это дружелюбие переходит границы, если оно на грани с назойливостью, если явно так не бывает, как бы это ни было приятно, помните, что это неискренне. И необходимо понимать, что истина не боится проверок, истина не боится сомнений. Если это истина, то чем больше ты ее будешь проверять, тем больше убедишься в том, что это истина. А если от вас что-то скрывают, значит, это уже не истина.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер