В середине прошлого года в центре Тамбова произошло крупное ДТП. Тогда на перекрестке улиц Пролетарская и Интернациональная столкнулись трактор, машина скорой помощи и Фольксваген поло. По версии ГИБДД, водитель трактора, поворачивая с улицы Пролетарской, не уступил дорогу скорой помощи. Автомобиль 03 в этот момент со спецсигналом двигался от ж/д вокзала по Интернациональной в сторону областной больницы. От столкновения тяжелая техника перевернулась, а автомобиль скорой помощи вынесло на полосу встречного движения, где в этот момент зеленого сигнала светофора дожидалась иномарка.
Виновником происшествия стал водитель трактора, у которого вдобавок были еще и просрочены права.
- Почему мы вспомнили именно это ДТП? - спросите вы. Да все потому, что этот пример невероятно показателен и указывает сразу на несколько причин постоянных аварий. Правила дорожного движения, раздел 3.1 гласит, что водители машин со спецсигналами действительно имеют преимущество: "Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал". Но "воспользоваться приоритетом они могут ТОЛЬКО убедившись, что им уступают дорогу". Последняя фраза Правил, словно бельмо на глазу, показывает всю суть наших законов. Водителя трактора однозначно признали виновным, ведь у скорой помощи было преимущество. Только вот водитель машины 03 должен был убедиться, что это преимущество ему все же дали. Получается, что виноваты-то обе машины, только какой судья сегодня признает, что здесь очередная дырка в законе, да еще и накажет водителя со СПЕЦСИГНАЛОМ, понимаете, спецсигналом, который в нашей стране приравнивается чуть ли не к божественному чуду.
- Правила дорожного движения - это как игра в лотерею, - говорит водитель с большим стажем Сергей, - закон признает виновным, конечно, водителя трактора, но вот сам этот закон, по-моему, и виноват, что такие ДТП происходят. Стоило бы точно обозначить такие противоречивые ситуации. К примеру, та же зебра. В Правилах четко обозначено, что водитель должен уступить, а вот самому пешеходу было бы неплохо убедиться, что водитель все-таки замедляет скорость. У нас одни летят, другие бегут. А потом случаются ДТП.
В сами Правила дорожного движения каждый год вносят все новые изменения, но каждый год водители находят все новые и новые изъяны и ошибки, в результате которых кому-то светит штраф, а кто-то может лишиться жизни.
Причины и следствия
Начали мы с реальной истории и с законодательных "дырок от бублика" не случайно: каждому стоит понять, что все применяемые меры для снижения количества ДТП стоит делить на два. Причины этому - те самые нестыковки в законе, а также отсутствие юридической грамотности населения. Автошколы, которых в области как грибов после дождя, каждые полтора-два месяца выпускают в кипящий бесконечный поток машин, где зачастую царит беззаконие, все новые и новые партии водителей. И проблема даже не в малом сроке обучения, а в том, что преподают не пойми кто и не пойми как. И даже после сдачи экзамена в ГИБДД именно эти люди зачастую и становятся виновниками аварий. Вспомнить хотя бы те "знаменитые" аварии водителя Бентли в Тамбове - молодой человек, будучи всего 1 год за рулем, принял участие в 36 официально зарегистрированных ДТП, из них 30 - по причине превышения скорости. А ведь самое большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит именно по этой причине, более 30 % от общего числа аварий. Мы не утверждаем, что все молодые выпускники такие, огромное количество аварий происходит и по вине старожилов, зачастую садящихся за руль в пьяном виде или просто пренебрегающих Правилами дорожного движения. Но не все водители такие, а значит, не все еще в нашей области, да и во всей России потеряно.
Повышение безопасности. Серьезно?
Говоря о том, что проблема безопасности на дорогах сегодня стоит наиболее остро, надо рассказать и о мерах, которых в области принимаются, дабы изменить ситуацию в лучшую сторону. Прежде всего, у нас в регионе существует целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Тамбовской области". По утверждению начальника управления по вопросам безопасности и правопорядка администрации области Юрия Кузьменко, за последние 5 лет на обеспечение безопасности движения на дорогах области было потрачено более 1 миллиарда 300 миллионов рублей.
Отсюда резонный вопрос: на что ушли эти деньги?
Юрий Кузьменко, делая ставки на наиболее значимые события, говорит:
- В первую очередь, был построен подземный пешеходный переход в Тамбове, уже подготовлена документация на строительство надземного на выезде и еще одного подземного в центре города перехода.
В достижения программы по повышению безопасности также относят ремонт основных дорожных сетей областного центра, устройство мест для стоянок и парковки автомобиля, текущая работа по реконструкции путепровода, соединяющего север и запад города. Стоит отметить, что все светофоры в области заменены из ламповых на светодиодные, сегодня их оборудуют табло отсчета обратного времени. Также происходит установка и замена знаков дорожного движения, барьерных установок, улучшено освещение, построены пешеходные дорожки.
По словам начальника управления транспорта и автомобильных дорог области Виталия Чарыкова, сегодня внимание уделяется и организации пассажирских перевозок и их безопасности. Но до сих пор бесконтрольными остаются те самые автобусы, уезжающие на Москву от ж/д вокзала и с других мест города.
А теперь реальный вопрос: то, что делается в области, действительно помогает снизить смертность и количество ДТП на дорогах? Согласно статистике, да. По итогам 2011 года число погибших в области уменьшилось на 2,3%, когда как в ЦФО это число увеличилось на 6,7%.
Во многом это заслуга управления здравоохранения области, именно создание специализированного травматологического центра, мобильных бригад и учебного центр по обучению водителей и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, помогли спасти сотни жизней людей. Но и к обеспечению медицинской помощи сегодня имеется много вопросов. Например, когда же мы наконец-то отойдем от бюрократии? Молодую девушку Светлану непоздним вечером на дороге возле частных домой сбивает машина. Немного позже девушка сидит в коридоре больницы, держа руками у головы носовой платок, с которого капает кровь. Платок уже пропитался насквозь, но врачи не спешат помочь: у нее нет с собой медицинского полиса и денег, чтобы заплатить за прием без него. А так как девушку доставила не скорая помощь и она не умирает, до приезда родителей с документами про нее все благополучно забыли.
Согласно статистике смертность в регионе снизилась, но почему тогда каждый день мы получаем устрашающие сводки ГИБДД и оплакиваем погибших? Может, все дело в том, что большинство изменение происходит в самом Тамбове, ведь все самые важные события, по долгому рассказу Юрия Кузьменко, произошли в областном центре, а трупы и раскореженные машины привозят из районов, с трасс и городов области. Или может быть, наши чиновники за своими благими намерениями не пытаются копать глубже и искать истинные причины аварий. А еще вседозволенность и гнет коррупции, разве рядом с ними возможно вообще говорить о повышении безопасности на дорогах, когда как сегодня все покупается и все продается?!
Пути решения
Три знаменитых русских вопроса: "Что делать?", "Кто виноват?", "Кому на Руси жить хорошо?" - сегодня стали чуть ли не вопросами времени. Что делать? - уволить всех сотрудников ГИБДД и полиции и провести нормальную переаттестацию, а не 750 тысяч сотрудников правоохранительных органов за полтора месяца. Кто виноват? - а виноваты люди. Человек - существо социальное и подчиняется моральному давлению большинства. Так почему бы обществу не начать делать изгоев из тех, кто, как тот молодой человек на Бентли, не понимает, что для него как и для всех есть закон, который, кстати, стоит изменить в пользу людей, а не истинных преступников. Да, я предлагаю гнобить тех, кто действительно виноват в смертях и авариях на дорогах. Но только тех, кто ДЕЙСТВИТЕЛЬНО виноват, а не тех, кого делают козлами отпущения. И отсюда нужна нормальная судебная система и нормальные сотрудники ГИБДД и полиции, что возвращает нас к первому вопросу и его путям решения. Кому на Руси жить хорошо? Живым хорошо! А чтобы таковым быть, нам надо всем вместе умерить гордыню и думать, прежде всего, о людях. Только принцип человечности спасает жизни и не допускает страшных ДТП и их последствий.