Газета №12 (828), 20 марта 2012
Перейти к номеру

Легко ли разглядеть гения?

20 марта 2012, 14:58 Прочитали 2 084 раза
Или о том, насколько эффективны нынешние механизмы выявления и поддержки одаренных детей
Без труда таланта мало

Имя Оли Гавриловой хорошо известно ценителям музыкального искусства далеко за пределами Тамбовской области. Победительница многочисленных международных, всероссийских конкурсов юных пианистов, в свои 11 лет она уже завоевала признание профессионалов, зрительскую любовь и уважение.

Оля, с одной стороны, обычная воспитанница школы №36 областного центра. С учебной программой справляется отлично, участвует в различных конкурсах, олимпиадах, ходит в танцевальный кружок, который действует здесь же, при школе. Но после занятий девочка спешит в детскую музыкальную школу №2, в которой занимается с пяти лет. Под руководством своего наставника Ларисы Нагорновой Оля добилась высоких результатов. Уже в шесть лет она выступала на большой сцене с Тамбовским симфоническим оркестром. Бесспорно, талант! Талант, который раскрывался под присмотром, в первую очередь, директора ДМШ №2 Аллы Фроловой, преподавателя музыкальной школы Ларисы Нагорновой, а также опытных педагогов Лидии Миловановой, Михаила Кушнира и, конечно же, мамы Веры Владимировны. Она, как и педагоги музыкальной школы, уверена: успехи девочки лишь на 10 процентов зависят от ее музыкальных способностей, которыми, безусловно, обладает Ольга, и на 90 - от ее трудолюбия и исполнительности. А целеустремленности, работоспособности, стараниям девочки можно только позавидовать.

Гавриловы очень благодарны руководству ДМШ №2 г.Тамбова в лице ее директора Аллы Фроловой за тот подход, ту работу, которая ведется непосредственно с Ольгой в стенах этого учреждения: индивидуальные занятия, предоставление классов... Благодаря сотрудничеству ДМШ №2 с Центральной музыкальной школой при Московской консерватории Оля может несколько раз в году выезжать в столицу для участия в мастер-классах. При поддержке школы юная тамбовчанка является постоянной участницей многих конкурсов, как всероссийского, так и международного уровня. Для таких юных дарований, как Ольга Гаврилова, в области разработана система грантовой поддержки. В прошлом году Оля получила грант администрации Тамбовской области в размере 10 тысяч. До этого два года подряд от администрации города ей вручалась премия им. В.Коваля.

В семье Гавриловых подрастает еще одно юное дарование - шестилетний Роман, брат Оли также имеет музыкальные склонности, которые, по мнению специалистов, необходимо развивать. Но если в ситуации с Ромой работа только начинается, то дальнейшая профессиональная судьба Ольги маму весьма беспокоит:

- На сегодня она переросла уровень музыкальной школы, но, к сожалению, педагогов, способных повести ее дальше, у нас нет. Решается вопрос о том, чтобы Оля стала воспитанницей Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, где она смогла бы окончить курс общеобразовательной школы и параллельно с этим продолжить музыкальное обучение, - говорит Вера Гаврилова. - Но понятно, что в таком возрасте отпустить ее одну в столицу мне будет весьма сложно. Безусловно, многие вопросы отпали бы сами собой, если подобные учреждения были в нашем регионе, но пока их у нас нет.

Создать условия для всех

Тем временем ученые умы России бьются над проектом Концепции национальной системы выявления и развития молодых талантов, пытаясь прописать механизм работы с одаренными детьми. Среди вопросов, на которые им предстоит ответить, - нужны ли маленьким гениям свои школы, в которых они могут обучаться по своей программе, или же все условия для выявления и развития одаренных детей можно создать на базе обычных СОШ. Кстати, в случае с Олей Гавриловой образовательная среда обычной школы не сыграла ключевой роли в раскрытии ее таланта.

- Считаю, что приоритетным остается создание в каждой школе условий для выявления и поддержки талантливых детей, - говорит председатель комитета образования администрации г.Тамбова Сергей Кузнецов. - Но это совершенно не означает, что нужно отказаться от каких-то эксклюзивных вещей. Возможно, и они нужны. Однако смещение акцентов в сторону создания узконаправленных единичных учреждений не приведет к массовой работе с детьми, а ведь талант, как известно, есть в каждом ребенке, и наша задача - попытаться раскрыть его у наибольшего количества ребят. Поэтому в приоритете - создание необходимых для того условий в каждой школе, в каждом центре творчества, в каждой ДЮСШ и в целом в системе образования - через механизмы конкурсов, олимпиад, различных профильных смен и иных форм работы.

Более того, отмечает чиновник, сама идея новых государственных образовательных стандартов направлена именно на такую работу с детьми.

В Тамбове на сегодня созданы достаточно серьезные условия, способствующие максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей. Одно из них - проведение предметных олимпиад. Как показывает практика, с каждым годом количество школьников, участвующих в них, заметно увеличивается. Процесс вовлечения в олимпиадное движение в городе Тамбове начинается уже с 4 класса. Всего в 2010/2011 учебном году в олимпиадах разного уровня приняли участие более четырех тысяч юных тамбовчан из 26 общеобразовательных учреждений города. Пятерку лидеров среди них составили лицеи №№14, 29, 21, 6, школа №22. В заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников шесть обучающихся г.Тамбова стали победителями и призерами и были выдвинуты на получение премии для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного нацпроекта "Образование". Никита Сопенко, обучающийся МОУ лицея №14, стал призером международной олимпиады по физике и был награжден серебряной медалью.

Кроме того, одной из основных задач работы с одаренными детьми является содействие их полноценному развитию и успешной самореализации в различных видах познавательной и творческой деятельности. Для этого проводятся конкурсы различной предметной направленности. И еще один немаловажный аспект в системе поиска одаренных детей - вручение именных стипендий и грантов на уровне города и области.

Работа на перспективу

Оптимальна ли такая система работы с талантливыми детьми? Думается, что стремиться всегда есть к чему.

- Нам предстоит много работать по развитию системы профильных смен, когда в летний период, а может быть, в другое каникулярное время ребята смогли бы на базе тех же загородных лагерей, на природе не просто продолжать обучение, поскольку в каникулы надо отдыхать, а совмещать активный отдых с умственной деятельностью, - отмечает Сергей Кузнецов. - Ну и потом одаренный ребенок - это не только физик, информатик, математик и т.д. Здесь речь идет и о совершенствовании дополнительного образования. Вся система творческих конкурсов, которая на уровне города, региона активно внедряется, достаточно эффективна в плане выявления, поддержки и продвижения талантливых ребят. Я еще раз подчеркиваю, что одна из основных задач системы образования - масштабное развитие различных форм массовой работы с одаренными детьми. Каждый ребенок уникален и имеет способности к чему-то. Задача педагога, тренера, наставника - их выявить и создать условия, чтобы ребенок их развивал.

Не вешать ярлыки

Возвращаясь к проекту Концепции национальной системы выявления и развития молодых талантов, остановимся еще на одном пункте, в котором разработчики пытаются предложить нормативное закрепление понятия одаренности. Уместно ли вообще вводить этот термин, возможно ли разработать критерии, согласно которым будет ясно, что один ребенок - одаренный, а другой - обычный школьник? Большое количество споров о термине одаренности, по мнению все того же председателя комитета образования администрации г.Тамбова Сергея Кузнецова, уводит в сторону от масштабности тех задач, которые стоят перед отечественной системой образования по развитию ребенка:

- На мой взгляд, данный термин использовать можно, но только для обозначения направления деятельности. Лично я отношусь к определению "одаренные дети" или "талантливый ребенок" как к условной задаче.

Наверное, это и правильно. Потому что о том, как измерить эту самую одаренность, мы будем спорить до бесконечности. Да и потом свои способности ребенок проявляет неравномерно: сегодня он выглядит гением, потому что с легкостью решает задачки по химии, а завтра ему это наскучит, появятся новые увлечения, интересы и т.д. Родители и учителя будут отчаянно добиваться, чтобы их детей записали в одаренные, а за этим таится еще и коррупционная опасность. К "талантам" наверняка предъявят повышенные ожидания, и если они не станут победителями больших соревнований, где гарантия того, что их не запишут в неудачники.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер