Так, в 1928 году в связи с переходом на областное, окружное и районное административное деление была создана Центрально-Черноземная область (ЦЧО). Она включала в себя территории бывших Воронежской, Курской, Орловской и Тамбовской губерний. Внутри Центрально-Черноземной области был выделен Тамбовский округ с центром в городе Тамбове. Однако Центрально-Черноземная область просуществовала недолго: в 1934 года она была разделена на Курскую и Воронежскую области.
Но и на этом преобразования не закончились. И вот 27 сентября 1937 г. постановлением ЦИК СССР из состава Воронежской и Куйбышевской областей была выделена самостоятельная Тамбовская область. Так что теперь эта дата считается днем рождения Тамбовской области, и в этом году Тамбовщина отметит свой юбилей.
При образовании области в ее состав были включены города Тамбов, Мичуринск и 26 районов, до этого входивших в Воронежскую область, а также город Пенза и 22 района, которые до этого относились к Куйбышевской области. Таким образом, в момент образования Тамбовщина была значительно шире, чем сегодня, и больше года Пенза тоже считалась тамбовским городом. В 1939 году она стала центром образованной по Указу Президиума Верховного Совета СССР Пензенской области, куда отошли также 24 района Тамбовской области. Взамен Тамбовщина получила несколько районов от Воронежской и Рязанской областей. В настоящее время Тамбовская область состоит из 23 административных районов.
По переписи населения 1939 г. в Тамбовской области проживало более 1,8 млн человек, из которых 85% составляли сельские жители. Это значит, что Тамбовщина была преимущественно сельскохозяйственным регионом. Но уже в это время в нашей области начала интенсивно развиваться промышленность, а сельское население мало-помалу начало перебираться в города.
Создавались новые заводы, развивалось промышленное производство, предприятия росли и требовали новых рабочих рук, крестьяне перебирались в города и становились заводчанами, строилось жилье, расширялись города. Уже в предвоенные годы Тамбовщина начала превращаться в регион с развитой промышленностью, однако богатство щедрой тамбовской земли не позволяло поставить крест и на сельском хозяйстве. Так что, несмотря на развитие промышленности, которое началось в 30-е годы, Тамбовщина оставалась аграрной областью, да и сейчас остается такой же.
Однако если говорить о том, что представляла собой Тамбовская область в предвоенные годы, то есть в годы своего "детства", то нельзя не остановиться на развитии промышленности. Ведь именно этим, прежде всего, характеризовалось ее экономическое развитие в этот период. И именно это развитие определило ряд других изменений и преобразований, в том числе в социальной и культурной жизни.
В 30-е годы на Тамбовщине преобладали пищевая и легкая промышленность, на долю которых приходилось около 70% общего объема производимой продукции. Химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка производили, соответственно, 11 и 10% общего объема продукции. Химическая промышленность была представлена в основном мелкими мыловаренными заводами. Однако постепенно старые мастерские превращались в заводы, сначала небольшие, а потом все более крупные. Кроме того, в этот период были построены новые предприятия, такие, как завод "Комсомолец", завод имени Ленина (ТОО "Завод поршневых колец"), Жердевский сахарный завод, Новопокровский маслозавод и другие.
Самыми крупными предприятиями в Тамбовской области в 30-е годы были завод "Революционный труд" и Тамбовский вагоноремонтный завод.
"Ревтруд" был образован в 1919 году на базе мастерской по ремонту артиллерийской техники, так что после окончания гражданской войны его продукция не была востребована. И на протяжении ряда лет завод переживал трудные времена. Рабочие получали зарплату крупой и картофелем. От закрытия завод спас переход на выпуск продукции гражданского назначения. Однако производимые "Ревтрудом" полезные в быту вещи, такие, как слесарные инструменты, печные дверцы и решетки, имели довольно высокий срок службы, так что вскоре рынок был этой продукцией перенасыщен и завод снова оказался на грани кризиса. Но этого не произошло благодаря тому, что завод практически самостоятельно освоил выпуск электромоторов, а чуть позже - и турбодвигателей. Таким образом, в начале 30-х годов "Ревтруд" занял свою нишу в промышленности страны, поэтому в предвоенные годы интенсивно развивался и расширялся.
ТВРЗ тоже был создан в 1928 году на базе старых мастерских по ремонту железнодорожной техники. Работы, производимые на заводе, были чрезвычайно востребованы, так что ничего не мешало ему все прочнее становиться на ноги. Объем производства постоянно возрастал, совершенствовалась технология производственных процессов. Успехи завода сказывались не только на зарплате рабочих, которая здесь, так же как и на "Ревтруде", была раза в полтора больше, чем на других тамбовских предприятиях. В 1929 году был построен заводской клуб "Знамя труда", открыта столовая для работников предприятия. В 1931 году на базе завода открылся вечерний вагонный техникум. В 30-е годы велось строительство многоэтажных домов для семей работников ТВРЗ.
Более 500 тамбовчан трудились в тракторных мастерских, которые сегодня превратились в "Завод подшипников скольжения".
Одним из ведущих предприятий Тамбовщины в 30-е годы являлся также завод "Красный боевик", располагавшийся несколько южнее Тамбова. Несмотря на то, что этот объект считался секретным, большинство тамбовчан знало, что это "пороховой завод". На заводе была своя энергобаза, а рабочие отличались высокой квалификацией - этого требовал сложный характер выпускаемой продукции. В 30-е годы неподалеку от завода были открыты клуб и школа.
В 1932 году с завода "Красный боевик" в Тамбов были переведены аппаратурно-строительные мастерские, которым предстояло стать самостоятельным предприятием. Для них было расчищено место на берегу канала Цны. Уже через год мастерские стали Тамбовским заводом химической аппаратуры (ТЗАХ). Летом 1933 года здесь впервые был изготовлен для того времени чрезвычайно технологически сложный агрегат для разделения кокосового газа. До этого подобное оборудование советские предприятия были вынуждены покупать за рубежом. Осенью 1933 года по инициативе молодежи, которая в большом количестве трудилась на предприятии, в связи с 15-летием комсомола заводу было присвоено наименование "Комсомолец". Завод продолжал радовать своими успехами. В 1935 году за достигнутые успехи директор предприятия, технический директор и еще трое рабочих получили в качестве премии автомобили. Для дальнейшего развития производства на завод были направлены 30 молодых инженеров.
Завод "Комсомолец" был первым на Тамбовщине предприятием, подхватившим стахановское движение. Многие рабочие освоили несколько разных станков, их тогда называли "многостаночниками". Это позволяло предприятиям ударными темпами наращивать объемы производства. "Комсомолец" в то время был передовым предприятием не только потому, что выпускал прогрессивное оборудование, но еще и потому, что служил примером для других предприятий области. Все это приводило к росту индустриального производства в целом по области. Тамбовские предприятия перевыполняли план в среднем процентов на 12.
В 1936 году в Тамбове появилось первое крупное предприятие пищевой промышленности - Тамбовский хлебный завод. Претензий к качеству продукции ни у кого не было, так что для продажи выпеченных здесь хлебобулочных изделий даже был открыт специальный магазин.
Рост промышленного производства в 20-30-е годы XX века привел к увеличению числа городских жителей. Все это потребовало увеличения жилищного строительства и развития социальной инфраструктуры. Повысились и требования к энергообеспечению. Для того, чтобы удовлетворить нужды предприятий и жителей Тамбова в электрической и тепловой энергии, в городе была построена теплоэнергоцентраль (ТЭЦ). Так что можно говорить о том, что развитие промышленного производства в предвоенные годы определило вектор развития Тамбовщины на десятилетия и послужило мощным импульсом для развития различных сфер жизни нашего региона. Но экономический подъем наблюдался преимущественно в городах. Первые годы жизни Тамбовской области были периодом начавшейся урбанизации, которую на время приостановила Великая Отечественная. Однако после войны эта тенденция стала только ощутимей.