Не дадим прикарманить!
В 1999 году колхоз был переведен на внешнее управление. Это значит, что арбитражный суд заморозил долги по налогам хозяйства, накопленные за тяжелое перестроечное время, и перевел его на внешнее управление. Чтобы колхоз имел возможность начать все, так сказать, "с чистого листа".
И если первое время, хоть крестьянские дела шли и не совсем гладко, в коллективе была дружба и согласие, то последний год селяне разделились на два противоборствующих лагеря. На тех, кто с председателем, внешним управляющим Александром Амплеевым и за образование ООО, то есть передачу хозяйства в частные руки, и тех, кто против. Те самые частные руки принадлежат мужу главного бухгалтера Марины Сергеевой Владимиру Варфоломеевичу Сергееву, их семья очень дружна с Александром Амплеевым.
Без ведома членов СХПК в мае 2010 года упомянутое ООО уже было создано, что и возмутило большую часть селян. Началось активное противостояние и постоянное выяснение отношений. Многие жители, в том числе и Ирина Букова, опасаются, что созданное ООО рано или поздно "перетащит" все имущество колхоза в свои руки, а значит, члены СХПК потеряют свое право что-то решать и станут бесправными работниками, которых в любой момент можно выкинуть на улицу.
Возмущение жители выражали не только устно, обращались и в арбитражный суд, и в Управление сельского хозяйства области, и к губернатору. Решения пока нет.
Надо отметить, что часть колхозников предпочитает встать на сторону председателя, ведь в таком случае шансов сохранить рабочее место у них намного больше…
Красного петуха пустили
Разговаривая с Ириной Буковой, понять ситуацию и оценить ее в целом трудно. Ирина Михайловна взволнованна, рассказывая о деталях происшедшего, торопится, совершенно по-детски не скрывает слез.
Пожалуй, одной из самых активных борцов против ООО стала Ирина Букова. Она не боялась на общих собраниях заявить, что никогда не проголосует за образование ООО (а для этого требуются все голоса членов СХПК). Она же занималась сбором подписей и всеми обращениями по разного уровня инстанциям. На стороне СХПК - вся молодежь села, все те, кто непосредственно работает на земле.
Управляющий также начал собирать подписи под письмом, где говорится, что он ведет дела примерно и нареканий со стороны жителей нет. Подписывают не все, в основном пенсионеры, далекие от дел колхоза, и сторонники союза Амплеева и Сергеевых.
В разгар противостояния, когда Ирина Михайловна уже решила, молча и не привлекая внимания, держаться своей позиции, на минувшей неделе ночью ее гараж запылал. Семья Буковых мирно спала, когда о беде по телефону сообщила соседка.
В три часа ночи хозяин машины Александр Буков увидел, что горит задняя стена гаража, спасать пока еще не пострадавшую машину жена Ирина не позволила: крыша вот-вот грозилась обвалиться. На глазах семьи Буковых автомобиль, но который копили около 30 лет, гараж, а вместе с ним и все инструменты полностью выгорели. Пожарные приехали, но было уже поздно.
- Сгорело все, что наживалось по копеечке, тяжким трудом, - говорит Ирина Букова. - Меня лишили всего. Машина от несчастных случаев застрахована не была, поэтому никакой ущерб мне не возместят. В этой связи особенно нелепо выглядят намеки некоторых лиц, будто я сама подожгла машину.
Как рассказала Ирина Михайловна, сразу после пожара милиция и пожарные сказали, что это однозначно поджог, однако после таинственного звонка их мнение изменилось кардинально - "самовозгорание". После этого семья Буковых обратилась в областное УМВД, где расследовать происшествие будут непредвзято.
Это только кажется, что машина - это просто. Сначала денег накопили на старую "семерку", поработали-подкопили - взяли новую "семерку", потом купили "Ниву", откладывали и берегли - и только потом приобрели "Опель". За десять минут не осталось ничего.
У Александра Букова поясничная грыжа, врачи настаивают на операции, у Ирины Михайловны проблемы с сердцем, недавно ей делали шунтирование. Машина для них была тем сберегательным фондом, который в трудные времена мог бы выручить. Теперь его нет…
Жизнь в долг
О благополучии селян красноречиво свидетельствуют зарплаты работников: от тысячи до двух с половиной тысяч рублей, и это только тогда, когда работа есть. Большую часть года - с ноября по май - колхозники сидят дома. На вопрос, как жить на такие деньги жители отвечают: "Продукты в магазине берем в долг, под запись, так и живем". По вопросу охраны труда работники писали и в Управление сельского хозяйства, однако до простых жителей проверка так и не дошла. Местная жительница, работница Ирина Букарева знает, что обеспечивать работой председатель СХПК обязан, но на одном знании далеко не уедешь.
- Честно говоря, что лучше - СХПК или ООО, я не знаю, - говорит Ирина Букарева. - Мы боимся. В колхозе хоть есть какая-то защита и стабильность: умер человек - его бесплатно похоронят, помогут и огород вспахать, а что там в ООО, я не знаю.
Поддерживает односельчан и автомеханик СХПК "Прогресс" Сергей Пугачев:
- Я здесь родился, рос, теперь здесь работаю. Трудился и на тракторе, и на машине, и на комбайне. Каждую "ступенечку" прошел. Сейчас коллектив у нас расколот, а значит, и работать в команде не получается, прямо как в басне, отсюда и результат - самая низкая урожайность в районе - 13 центнеров с гектара. У соседей, к примеру, до 40 центнеров. Четыре года назад, до всей этой свалки, и урожайность была высокая, и технику покупали, и в коллективе друг за друга горой стояли. Теперь настоящего коллектива нет, есть ООО и постоянная дележка. Нам вешают лапшу, что из-за долгов колхозу не дают кредит, а ООО дадут. Но вопрос в том, что, выйдя из внешнего управления, СХПК может заключить мировое соглашение с кредиторами и взять кредит под технику! Если будет ООО, для генерального директора мы станем никем! У нас не будет права голоса вообще! Сейчас важные вопросы мы решаем только общим собранием.
Зарплата у нас самая низкая в районе. Поля не пашут. Заслуженного агронома России Михаила Коченкова, который работал в нашем колхозе, председатель уволил… Сейчас ситуация накалена до предела.
У Ирины Буковой сгорела машина, сожгли. Это не устрашающая, не воспитательная мера. Мнение же человек все равно не поменяет, это не выход из положения. Нам нужно садиться за стол переговоров, искать компромиссы, мы к этому готовы.
На минувшей неделе в СХПК "Прогресс" приезжали гости из областного центра, однако о встрече с губернатором и представителями Управления сельского хозяйства области сказали не всем, а только тем, кто не возражает против ООО. Вот такая встреча в одностороннем порядке.
От председателя - председателю
Свой взгляд на ситуацию обозначила и жительница села Тамара Кузнецова, которая сельскохозяйственный производственный кооператив (СХПК) "Прогресс" знает давно: всю свою сознательную жизнь она отдала труду в хозяйстве, была не только главным экономистом, но и председателем колхоза.
- Я на пенсии и в конфликт влазить не хочу, - заметила Тамара Андреевна. - Но все равно сторонней в ситуации остаться не получается.
До меня председательствовал Владимир Варфоломеевич Сергеев. Ушел по собственному желанию. После него приняла хозяйство я, практически с непахаными полями. Как могла, ситуацию я старалась выправить. Земля у нас богатая, только управляйся. Потом работала главным экономистом, год назад вышла на пенсию.
Уже десять лет в управляющих СХПК "Прогресс" ходит Александр Амплеев. Тамара Кузнецова убеждена: специалист он неплохой, но попал под влияние семьи Сергеевых.
- Я против, чтобы у нас было ООО, - обозначила свою позицию Тамара Андреевна. - ООО - это общество рабов, это люди, лишенные всего! Мои родители работали здесь, тащили в колхоз и свои телеги, и свой скот гнали. И так у всех. А теперь что же, даром все это должны отдать одному, кто "половчее"?
Вам сверху видно все?
Чтобы разобраться в ситуации, мы обратились за компетентным мнением со стороны. Первый заместитель начальника управления сельского хозяйства Тамбовской области Николай Толмачев о раздоре в рядах ржаксинских колхозников знает:
- Управление в курсе сложившейся ситуации. Жители села писали письма и на имя губернатора, и даже на имя Президента. Пока конфликтующие стороны решают вопрос в судах. Часть колхозников заявляет о рейдерском захвате земель.
Как пояснил Николай Толмачев, до того, как суд примет какое-либо решение, ведомство от оценочных комментариев предпочитает воздержаться.
Если ситуацию в целом охарактеризовать чиновники не захотели, то вопрос поджога или "самовозгорания" автомобиля Ирины Буковой сотрудники пресс-службы УМВД России по Тамбовской области осветили подробно:
- В настоящее время проводится исследование всех обстоятельств случившегося. Выясняются детали, - сообщил сотрудник пресс-службы УМВД РФ по Тамбовской области Владимир Горбачев. - Полиция склоняется к тому, что это был поджог. Как только все исследования завершат, будет возбуждено уголовное дело по статье "Поджог".
Надежда умирает последней
Прощаясь с взбудораженными нашим приездом селянами, мы еще раз обратились к Ирине Буковой, верит ли она, что ситуация разрешится?
Такого вопроса женщина не ждала, поэтому замешкалась с ответом. С совершенно растерянным видом, держа в руках письма, обращения и заключения, она сказала:
- Ну не может же, чтобы все было подкуплено?