Как сообщила на прошлой неделе "Российская газета", по инициативе МГУ и МНИОИ им. Герцена, а также производителя высокотехнологичного оборудования для лучевой терапии ELEKTA Ltd. (Великобритания - Швеция) и его российского партнера - инжиниринговой компании ЗАО "MСM-МЕДИМПЭКС" - будет запущен проект по созданию "Центра подготовки медицинских физиков". Повысить квалификацию в Центре смогут медицинские физики со всей России.
Как обстоят дела с подготовкой кадров и каковы перспективы развития этого направления в нашем регионе, мы узнали у главного врача Тамбовского областного онкологического диспансера Владимира Милованова.
- Владимир Васильевич, насколько сегодня актуальна тема укомплектованности онкодиспансера профессионалами, способными работать на новейшем медицинском оборудовании для лучевой терапии?
- Крайне актуальна. Надо начать с того, что медицинских физиков вообще не хватает во многих регионах. И у нас тоже. К тому же до недавнего времени их вообще никто специально и не готовил. Люди приходили в специальность из других отраслей. Поэтому их знания, конечно, оставляли желать лучшего, а на курсы физиков вообще не часто приглашали. В основном, ездили врачи-радиологи, и они уже часть этих знаний передавали физикам. Раньше это как-то компенсировалось простой техникой. В основном работа шла на гамма-терапевтических аппаратах, то есть было несколько проще. Сейчас, когда появились линейные ускорители, очень сложные технические аппараты, этих знаний становится явно недостаточно.
- Сколько медицинских физиков работает сегодня в вашем онкологическом диспансере, и проходят ли они специальную подготовку?
- У нас сейчас работают два физика на имеющихся двух основных аппаратах. Мы в этом году вошли в Национальную онкологическую программу, и обучение специалистов - это составная и обязательная ее часть. В наши задачи входит обучение не только физиков, но и врачей. И этой осенью уже запланированы поездки наших специалистов на курсы.
- Расскажите немного подробнее об этом обучении.
- Подготовка медицинского персонала - это важное, но далеко не новое для нас направление. Мы всегда уделяли этому вопросу большое внимание, и сегодня уже запланирован ряд образовательных мероприятий, благодаря которым наши специалисты смогут повысить свою квалификацию. Сейчас пришло время систематизировать и концентрировать их на базе наиболее подготовленных центров, которые имеют соответствующее современное оборудование. Ведь ранее зачастую эти курсы были в какой-то части формальные, и современное оборудование физикам не показывали. Поэтому сегодня, когда страна начинает перевооружаться в плане лучевой терапии, причем это масштабное перевооружение, профессиональные курсы повышения квалификации просто жизненно необходимы.
- Чем это обучение будет принципиально отличаться от обучения, проводимого раньше? Где будут проходить спецкурсы?
- Это будут наши курирующие институты: рентгенорадиологический научный центр и МНИОИ им.П.А. Герцена, на базе которого формируется тот самый "Центр подготовки медицинских физиков". Институт располагает всеми необходимыми средствами, включая имитаторы аппаратов разных марок. То есть вне зависимости от того, какое медицинское оборудование мы получим в конце этого года, наши физики будут иметь возможность работать и понимать работу любого аппарата.
- Вы сказали, что в этом году наш регион получит новое медицинское оборудование?
- Сегодня у нас из такого тяжелого оборудования для лучевой терапии есть два аппарата. Один современный канадский гамматерапевтический аппарат. Второй - линейный ускоритель - в общем-то достаточно маломощный (6 МЭВ). Этот аппарат установлен у нас в 2004 году. Работает до сих пор. Но, естественно, этого оборудования недостаточно для выполнения лучевой терапии в полном объеме. В результате вхождения в онкопрограмму мы получим комплекс совершенно нового оборудования, в частности, современный высокодозный линейный ускоритель электронов, мощностью до 20 МЭВ, который должен быть смонтирован у нас до конца этого года. Это очень сложное технологическое оборудование, которое требует больших знаний и физиков, и инженеров. В результате реализации этого проекта, я думаю, мы на следующий год выйдем на принципиально новый уровень лечения злокачественных новообразований.
- Сможет ли эта программа, о которой Вы так много рассказываете, действительно помочь людям?
- Во-первых, увеличится само количество аппаратов, и мы сможем для большего числа больных проводить современное лечение. А говоря о новом линейном ускорителе, который мы получим в конце года, это совершенно другой уровень оказания помощи. Он позволит нивелировать многие проблемы: и расчет доз, и точность их подведения вплоть до учета дыхания. Все это повысит качество лечения, процент выздоровления. Ведь сегодня далеко не все опухоли излечиваются именно лучевым методом. Они даже не прогнозируются. Этот аппарат в большей степени позволит излечивать пациентов, а там, где излечение невозможно, на более долгий период останавливать развитие этой болезни и давать больному годы жизни.
- Спасибо за интересную и познавательную беседу. Надеюсь, что все это будет воплощено в жизнь, и люди, нуждающиеся в лечении этой пока еще непобежденной болезни, с Вашей помощью смогут ее побороть и вернуться к нормальной жизни.