Деньги реальные - срока условные
Несколько наиболее "красивых" примеров. Доцент Тамбовского государственного технического университета В. Попов в период зимней зачетно-экзаменационной сессии получал от студентов, если выражаться языком милицейских протоколов, денежные средства за формальный прием экзаменов, без фактической проверки знаний, и выставление положительных оценок. Работники правоохранительных органов в ходе расследования установили 49 дополнительных эпизодов. Приговором Октябрьского районного суда Тамбова Попов осужден по части 2 статьи 290 УК РФ к четырем годам лишения свободы условно.
Начальник Территориального отдела №6 управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тамбовской области С. Тепляков получил пятьдесят тысяч рублей от главы крестьянско-фермерского хозяйства плюс энную суму от индивидуального предпринимателя - за предоставление земель. В результате в апреле 2010 года Тепляков осужден Пичаевским районным судом на три года лишения свободы - опять же условно.
В октябре прошлого года Кирсановский межрайонный следственный отдел СУ СКП РФ по Тамбовской области возбудил уголовное дело в отношении судебно-медицинского эксперта в городе Кирсанов Тамбовского областного бюро судебно-медицинской экспертизы С.Горенышева. Основанием для возбуждения дела стали материалы управления ФСБ по Тамбовской области. Дело в том, что эксперт был задержан с поличным при незаконном получении денег от родственников умерших. В ходе следствия установлено, что подозреваемый вводил обращавшихся к нему родственников умерших в заблуждение, явно завышая сумму оказанных платных судебно-медицинских услуг. Договоров не заключал и финансовых документов тем, кто к нему обращался, не предоставлял. Соответственно, и деньги не приходовал, а присваивал. Как итог, 12 августа нынешнего года Кирсановский районный суд приговорил Горенышева к четырем годам лишения свободы. Да, ключевое слово забыл - условно.
По всем уголовным делам, с которыми пришлось столкнуться в ходе подготовки материала, а их было около десятка, наказание одно - условный срок. Не знаю, может, мне просто так выпало, но ни штрафов, ни реальных сроков те, о чьих делах я узнал, не получили.
- По-моему, для таких наказание может быть только одно - расстрел, - более чем категорично высказался один знакомый "опер". - А им тут еще послабления могут устроить…
По информации УБЭП, за девять месяцев нынешнего года наиболее популярными были должностные преступления в сфере образования - 214 фактов, из них по статье 290 Уголовного кодекса (получение взятки) - 103 случая. В местных органах исполнительной власти - 43 случая, из них фактов получения взятки - 5. И, наконец, на третьем месте сфера здравоохранения - 31 должностное преступление, из них 23 факта - получение взятки.
А как же в «органах»?
То, о чем мы вели речь выше, касалось людей сугубо гражданских, которых, как принято говорить, милиция бережет. А что же сами сотрудники правоохранительных органов? По информации, полученной нами в прокуратуре Тамбовской области, за девять месяцев нынешнего года возбуждено 13 уголовных дел по результатам рассмотрения сообщений о совершении коррупционных правонарушений сотрудниками правоохранительных органов области. В суд с обвинительными заключениями направлено 15 уголовных дел в отношении 18 сотрудников. К уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности за это время привлечено 23 сотрудника правоохранительных органов. 18 из них - сотрудники органов внутренних дел, двое - УФСКН России по Тамбовской области, проще говоря - Наркоконтроля, двое - управления федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области, один - сотрудник следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Тамбовской области.
Один из самых "свежих" примеров. 12 мая оперативная группа управления ФСБ по Тамбовской области захватила с поличным при получении взятки в сорок тысяч рублей оперуполномоченного группы по борьбе с экономическими преступлениями ОВД по Первомайскому району майора В. Шубина. Против него отделом по расследованию особо важных дел СУ СКП РФ по Тамбовской области было возбуждено уголовное дело по признакам преступления части 3 статьи 159 Уголовного кодекса (мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения) и части 1 статьи 290 (получение взятки).
А суть в том, что сотрудник милиции вымогал у исполнительного директора одной из строительных фирм деньги из тех, что поступали на предприятие в рамках программы "Ветхое жилье". За это он не проверял расходование фирмой бюджетных средств, получаемых по этой программе. В феврале Шубин получил пятьдесят тысяч "деревянных" за вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по находившемуся у него материалу проверки. Причем в этих материалах признаков состава преступления не было изначально.
Но и это не все. Директор фирмы ежемесячно выплачивал Шубину тридцать тысяч рублей за "покровительство". В момент задержания тот получал свою неофициальную зарплату - двадцать тысяч за апрель и двадцать тысяч за май.
Угадайте результат. Правильно - Шубину назначено наказание в виде лишения свободы сроком на три года как? Совершенно верно - условно, причем с лишением права занимать должности представителя власти и государственных органов сроком на два года.
Честно говоря, после этого случая описывать "продавцов волшебных палочек" на тамбовских дорогах, получивших свои условные, нет никакого желания - уже не тот масштаб. Хотя и такие факты присутствуют.
Федеральная составляющая
А вот как выглядит ситуация в целом по России непосредственно от руководства Генеральной прокуратуры. Средний размер взятки в стране в нынешнем году вырос на 25 процентов. Если в 2009 году он составлял около 23 тысяч рублей, то теперь - 30,5 тысячи. Такие цифры были приведены на координационном совещании руководителей правоохранительных структур по противодействию коррупции, которое прошло в Генпрокуратуре.
По признанию Генерального прокурора Юрия Чайки, лишь по отдельным моментам можно констатировать, что правоохранительные органы добились определенных позитивных результатов. Генпрокурор отметил, что стали выявлять на 80 с лишним процентов больше коррупционных нарушений. Больше стали ловить чиновников, которые воруют у государства по-крупному или в составе организованных групп. Хотя таких уголовных дел по-прежнему мало.
- Это практически все, что можно отметить положительного. По остальным направлениям наблюдается откат от ранее занятых позиций, - констатирует глава надзорного ведомства.
Число выявленных коррупционных преступлений в целом по стране снизилось на 11 процентов. Соответственно, снизилось и количество чиновников, оказавшихся на скамье подсудимых за взятки и казнокрадство. При этом аппетит тех, кто не привык работать без подношений, только растет. Брать стали гораздо больше.
Грядущие изменения
Верховный суд России поддержал законопроект, по которому мелких взяточников накажут крупным рублем вместо тюрьмы. По сути, впервые сделана попытка упорядочить "прейскурант" наказаний продажным чиновникам. Документ предлагает ввести минимальную планку для взяток - три тысячи рублей, ниже которой сажать нельзя. Но еще неизвестно, что хуже: сесть или заплатить. Предполагается, что главным наказанием для берущих по мелочи станет штраф в 250 тысяч рублей, и это будет жесткая ставка.
Сейчас закон предусматривает за мелкую взятку штраф до 200 тысяч рублей. Но в данном случае это потолок, и суд вправе назначить гораздо меньше. Например, две-три штрафные тысячи нисколько не противоречат действующему Уголовному кодексу.
Эксперты не раз замечали, что подходы к мелким взяточникам не совсем справедливы. С одной стороны, их могут посадить в тюрьму за небольшую сумму, скажем, в пятьсот-тысячу рублей. А другой мздоимец при точно таких же условиях может получить какое-то незначительное наказание и порой даже сохранить место. Получается, сколько судей, столько и мнений.
По данным Верховного суда, в прошлом году более 30 процентов приговоров за получение взятки были вынесены людям, бравшим не больше трех тысяч рублей. Нередко речь вовсе шла о нескольких нечестных сотнях. Почему правоохранительные органы сосредоточились на поисках мелкой сошки - вопрос отдельный.
В семидесяти процентах дел по взяткам судами выносились условные приговоры, пятая часть таких осужденных - женщины, как правило, либо врачи, либо учителя, либо чиновницы низшего звена.
Новая инициатива может сделать жизнь "дающих" и "берущих" более неприятной. Ведь проект распространяется и на статью, наказывающую за дачу взятки. Там вводятся точно такие правила: положил чиновнику в карман до трех тысяч, тюрьмы не бойся. Но будь готов, что суд разденет тебя, как говорится, до нитки.
Другая новация законопроекта: понижается до 100 тысяч рублей размер крупной взятки. А максимальное наказание за крупную взятку ужесточается с 12 до 15 лет.
Заместитель председателя постоянной комиссии по противодействию коррупции Тамбовской городской Думы Владимир Сергеев:
- На мой взгляд, в вопросах борьбы со взяточничеством менять нужно прежде всего человеческое сознание. Необходимо посмотреть, насколько целесообразно хватать человека за руку за банку соленых огурцов и называть его врагом общества, с которым нужно нещадно бороться.
Что греха таить - в стране существует ситуация повышенной коррупциогенности и коррумпированности общества, причем глубоко эшелонированной. Ведь все прекрасно об этом знают, говорят и пишут. И сажают взяточников, и Президент вместе с правительством, правящей партией с этим борется. А у гидры что-то все больше и больше отрастает голов.
Поэтому я и веду речь о том, что необходимо прежде всего изменить психологию человека. А это возможно тогда, когда человек чувствует себя защищенным, когда он видит, что государство выполняет его волю через свои органы, в том числе и карающие, обеспечивает его права и свободы и не позволяет власть предержащим злоупотреблять своим служебным положением.
На мой взгляд, предлагаемые в Уголовный кодекс изменения - это не послабления. Государство у нас не мягкое, но оно не должно быть и с нечеловеческим лицом. Необходим разумный подход. В том числе нужно смотреть, насколько тот или иной конкретный случай реально опасен для общества, насколько целесообразно государству нести колоссальнейшие затраты на содержание таких преступников в СИЗО и тюрьмах.
В то же время, я категорический противник того, чтобы борьба с коррупцией становилась очень выгодной профессией. Сегодня у нас расплодилось множество общественных организаций, которые на профессиональной основе начинают бороться с коррупцией. И в Тамбове есть конкретные факты, когда партия "Единая Россия" вступалась за конкретных руководителей в тех случаях, когда их неправомерно обвиняли в коррумпированности, злоупотребляя борьбой с коррупцией. Такие вещи, на мой взгляд, категорически недопустимы.