Официальное название места постоянного пребывания Сергея Карасева (имя изменено) вот уже в течение нескольких лет - Федеральное бюджетное учреждение "Исправительная колония 1". Как называют ее в народе - тюрьма рядом со "старым" автовокзалом. Это место, которое добровольно для проживания не выбирают. Тем не менее, ее обитатели наряду со всеми гражданами России примут участие в переписи населения с 14 по 25 октября.
В разговоре со мной Сергей аккуратно, но неизменно уходит от вопросов о том, как попал в "единичку". Но при первом же взгляде на него видно, что на роду ему такая судьба написана не была. Чересчур грамотная для зэка, по крайней мере, в представлении рядового обывателя, речь, тихий, уверенный голос. Сергей рассуждает о гражданской ответственности, о необходимости провести "подсчет населения" для того, чтобы иметь представление о том, как стране двигаться дальше, и я забываю о том, что мы сидим с ним не в его рабочем кабинете (уж и не знаю, где бы он мог быть), а в стенах тюрьмы, что еще двадцать-тридцать минут - и я выйду на шумную городскую улицу, а он останется здесь на годы и годы.
- К переписи нас готовят очень тщательно, - звучит спокойный, но твердый голос моего собеседника. - Постоянно проводят беседы и сотрудники воспитательного отдела, и психологи. Суть в том, что специфика нашего учреждения накладывает на его обитателей достаточно определенное психологическое состояние. Люди напряжены, и вопросы об источниках дохода, об имущественном положении воспринимаются достаточно непросто. Здесь не склонны такие вещи афишировать. Поэтому сотрудники, воспитатели ходят по отрядам и проводят разъяснительные беседы - например, о том, что все эти сведения конфиденциальны. Более того, насколько я знаю, законом жестко регламентировано, что эти сведения не могут быть использованы в качестве обвинения или доказательства, а только для статистического учета.
Как рассказывает Сергей, проводимая работа дает свои положительные плоды:
- Люди уже здесь стараются адаптироваться к условиям воли, вернуться на свободу полноценными гражданами и понимают свою гражданскую обязанность в вопросе участия в переписи населения.
- Вы сами готовы отвечать на все вопросы?
- Легко.
- И даже о доходах?
- Ну, у меня тут доходов нет - поэтому в данном случае с меня взятки гладки. Я просто помню, как в несколько другом качестве участвовал в переписи 2002 года - тогда эти вопросы откровенно напрягали.
- Так, может быть, пора бы уже начать откровенный разговор с государством, чтобы это напряжение снять?
- Обыватель в подавляющем своем большинстве не приучен доверять государству и поэтому достаточно напряжен. Собственно говоря, новой России-то всего двадцать лет. Поэтому не вижу ничего удивительного в том, что обычные люди очень закрыты и ко всем попыткам государства вторгнуться в имущественно-денежную сферу относятся с большой опаской.
- Если бы у Вас была такая возможность и Вам предложили бы принять участие в формировании вопросов для переписного листа, Вы бы какой вопрос включили в него?
- Я бы включил вопрос гражданину, считает ли он достаточной заботу государства о детях и старшем поколении. Мне кажется, это было бы очень интересно. И может быть, что-то бы изменилось. Скорее всего, это не функция переписи, а задача несколько другого опроса. Но, тем не менее, лично я такой вопрос в переписной лист поставил бы.
Готовность номер один
В настоящее время все ответственные за это органы активно готовятся к проведению Всероссийской переписи населения. Например, органы внутренних дел проводят мероприятия по подготовке к обеспечению общественного порядка при проведении переписи населения.
Для поступления информации о противоправных действиях с каждым переписным пунктом будет налажена оперативная связь. Помещения, где пройдет перепись, проверят на предмет оборудования пожарной сигнализацией, а также возьмут их под охрану. Особое внимание милиционеры уделят пресечению правонарушений в отношении переписчиков.
Кроме того, правоохранительные органы совместно с Росстатом проведут работу по сбору сведений о гражданах, находящихся в изоляторах временного содержания или не имеющих постоянного места жительства. Также будет обеспечена перепись иностранных граждан и лиц без гражданства.
Охранять порядок в эти дни совместно с милиционерами будут и работники частных охранных предприятий.
Как сообщает Федеральная служба исполнения наказаний России, все колонии и тюрьмы уже начали готовиться к Всероссийской переписи населения, которая за решеткой, как и по всей стране, пройдет в октябре. Решено, что в переписные листы осужденных не будут вноситься данные о занятости и отсутствии работы, миграции и жилищных условиях. Кроме того, в строке "адрес организации, учреждения" будет записано "объект 2" - это общий код для следственных изоляторов и исправительных учреждений ФСИН России. Все остальные вопросы в переписных листах осужденных будут точно такие же, как у свободных россиян. Арестантов, к примеру, спросят, состоят ли они в браке, откуда родом, какой язык считают родным, какое образование имеют, посещает ли их ребенок детский сад или школу и т.д.
Поскольку каждый осужденный будет решать сам, отвечать ему на вопросы переписчика или нет, сейчас за решеткой ведут активную пропаганду мероприятия.
Как рассказали нам в исправительной колонии 1, расположенной в областном центре, в этом учреждении будут работать восемь переписчиков - один переписчик на 450 осужденных.
- У нас будет немного изменен порядок переписи, - рассказывает переписчик, майор Эдуард Уклеин. - Мы будем учитывать не всех осужденных, которые отбывают здесь наказание, а только тех, кто не имеет сейчас постоянного места жительства, потерял связи с родственниками.
В настоящее время в колонии идет активное формирование списков для предстоящей переписи. Свои сложности возникают и в связи с тем, что здесь происходит постоянное обновление контингента - во-первых, на транзитном пункте, во-вторых, в областной больнице, в которую доставляют больных осужденных со всего региона. Так что работникам системы исполнения наказаний приходится следить за постоянно меняющимися списками.
- В переписи этого года переписной лист расширился, вопросов стало больше, - отмечает Эдуард Уклеин. - Причем стало больше вопросов о жилище. Это говорит о том, что государство озабочено тем, как сегодня живут граждане России, и намерено предпринимать шаги по изменению ситуации.
Из тюрьмы - в социальные сироты
Пожалуй, наиболее серьезная проблема, по мнению сотрудников ИК-1, - это вопросы своеобразного социального сиротства обитателей колонии после того, как они выходят отсюда "с чистой совестью".
- Кто подлежит переписи в нашем учреждении? Люди, у которых на воле все связи с обществом потеряны, - размышляет заместитель начальника колонии по кадрам и воспитательной работе Александр Коломоец. - Кому они нужны на свободе? Никому. Проблему могли бы решить специальные социальные институты. Например, социальные приюты, куда человек после освобождения мог бы прийти, получить какую-никакую работу, место для ночлега. Ничего этого нет. Тем более, что многие наши "подопечные" вообще не адаптированы к жизни на свободе.
Получается, что сегодня служба исполнения наказаний полностью оправдывает свое название - ведь в ней есть только наказание. Что касается реабилитации осужденного после освобождения из мест лишения свободы - это проблема, которую предстоит решать всему обществу.
- В настоящее время проходит реформирование нашей системы, - продолжает Александр Коломоец. - Но и в этой реформе подобные социальные институты не предусмотрены. В то же время, сегодня реформирование идет по пути смягчения наказаний за не очень серьезные преступления. Например, совершил человек мелкую кражу - он не будет отбывать наказание в местах лишения свободы. За ним будет наблюдать специальная служба с использованием современных технологий. Такой опыт в настоящее время нарабатывается.
Вот так - от рассказа о том, как готовится к переписи закрытое учреждение, тема плавно перешла в более серьезную плоскость. И насколько удастся решить существующие здесь проблемы, зависит не только от системы исполнения наказаний - от совместных усилий всего общества. И грядущая перепись населения, безусловно, должна в этом помочь.