Газета №36 (749), 7 сентября 2010
Перейти к номеру

Неучтенные жизни

7 сентября 2010, 15:58 Прочитали 1 769 раз
В прошлом месяце мы провожали поисковый отряд "Альтаир" в Карелию. Приглашение в экспедицию "Суоярвский плацдарм" поступило от коллег из Подмосковья
С 5 по 28 августа наши ребята бок о бок с такими же как они искали, откапывали, эксгумировали останки солдат времен далекой Второй мировой. В экспедиции принимали участие четырнадцать поисковых отрядов из девяти регионов страны. Нашу область представлял сборный отряд из тамбовских и бондарских ребят.

Где, кто, почему?

Экспедиция проходила в Суоярвском районе республики Карелия. В этих местах боевые действия велись в 1939 - 1940 годах - Зимняя война, на первом году Великой Отечественной войны, когда наши войска отступали на Петрозаводск, и в 1944, когда советские солдаты пошли на прорыв. Раскопки проводились по всем трем датам.

В Карелии особые природные условия. Обильные леса и непроходимые болота, поэтому основные силы двигались вдоль дорог, которых было не много. Одна из них проходила как раз через самое узкое место озера Колос-Ярви. Тамбовчане разбили лагерь неподалеку. В первый же день работы буквально в ста метрах от лагеря один из наших новичков обнаружил с помощью металлоискателя каску. Начали копать, и за каской последовали останки. Копнули в бок - еще один скелет. Всего в этом месте было обнаружено восемь бойцов. В свое время они были просто сброшены в землянку и присыпаны землей, а может быть, и не присыпаны - время сделало свое дело. Это и захоронением-то назвать трудно!

"Установить точную дату сражений сложно, но мы предполагаем, что это 39-40-е гг., - разъясняет ситуацию Елена Геннадьевна Валатина, руководитель тамбовской делегации. - Потому что мы нашли звездочки с буденовок. По другим захоронениям можно абсолютно точно увидеть, что это период Зимней войны - хорошо сохранились валенки, а 41-й и 44-й годы - время летних сражений на данной территории".

Один, десять, сто

Пятьдесят семь останков обнаружили только тамбовские поисковики, а всего сто пятьдесят семь бойцов было найдено, эксгумировано и торжественно захоронено рядом с мемориалом Колос-Ярви. Кстати, этот мемориал был установлен там давно, еще карельскими властями. Он удален от центра республики, и поэтому от поисковиков поступило предложение создать новую братскую могилу и в следующий раз производить погребение там. Все-таки это живая история, и она не может находиться глубоко в лесу.

Много останков поднято из земли и предано ей в очередной раз, но уже со всеми почестями. К сожалению, всего лишь три фамилии восстановлено - Голуб, Джимилев и Шеховцов. Помогли в этом ложки, которые находились в валенках солдат. А это верный признак того, что принадлежит она именно этому бойцу.

Кроме столовых приборов, поисковики раскопали каски, звездочки от буденовок, значок, скорее всего, Ворошиловского стрелка, и крышки от котелков с инициалами, что может помочь в установлении личности. Но главными находками все-таки считаются бумаги, запечатанные в портмоне, и деревянные медальоны, которые могут содержать данные. Возможно, что они пустые. Ведь у солдат существовала примета: если заполнишь вкладыш, то погибнешь. Поэтому многие суеверные солдаты даже если и заполняли, то перед боем выбрасывали листы. Но открывать медальоны и портмоне во время экспедиции побоялись, ведь смена условий может повредить или уничтожить бумагу.

Есть еще одна находка, от которой в прямом смысле мурашки по коже. Это невероятно, но на болотах была обнаружена человеческая плоть. Болотная жижа способствует консервированию останков. Наверное, зрелище шокирующее!

На грани

Раскопки проводились практически рядом с границей Финляндии. В годы сражений на этом месте ставились с одной стороны озера наши заслоны, а с другой - вражеские. Удивительно, что не удалось поднять останки бойцов, которые воевали на стороне фашистской Германии. Но по большому счету отряд таких целей перед собой не ставил. И к тому же, после войны финским властям было разрешено забрать тела людей и захоронить их у себя. Безусловно, какие-то останки до сих пор покоятся на нашей земле.

Любое захоронение ценно для потомков. Специалисты фиксируют координаты каждой находки. Поисковики по-разному отмечают эти места. Иногда ставят кресты, а порой столбы с отличающими табличками, как это было сделано на сей раз, а с другой стороны озера стоит закладной камень финским бойцам.

Находка века

"В братском захоронении около железной дороги мы обнаружили двадцать останков, и одни из них явно отличались от других, - поясняет руководитель экспедиции. - Во-первых, мы нашли зеркальце, пудреницу и разные флакончики рядом. Во-вторых, по виду можно судить, что останки женские, так как таз шире, рост ниже, кисти меньше, череп аккуратный, кости рук хрупкие. Сказать, кем точно она была, невозможно. Может быть, медсестра, связистка, снайпер или боец. Восстановить этот факт, как и ее имя, пока не удалось".

А потом…

Итогом экспедиции становится захоронение бойцов с почестями, которые они заслужили, но не получили вовремя. А личные вещи приводят в порядок и отдают родственникам, но чаще в музей.

На прошлой неделе в нашем городе был редкий момент. В 2006 году поисковый отряд "Альтаир" нашел бойца, которого несколько поколений семьи считали без вести пропавшим. И вот наконец-то Карнауховы посетили Тамбов, чтобы забрать личные вещи, которые принадлежали дедушке. "Первое письмо пришло к нам два года назад, - передает свои ощущения супруга внука бойца Усольцева. - Эта история - семейная драма. Дедушка пропал давно и оставил с женой свою пятилетнюю дочь Машу. Мама не рассказывала об отце. Но дочь всегда хотела найти его. И на последнем году ее жизни мечта сбылась".

Торжественная церемония передачи личных вещей родственникам прошла в музейно-выставочном комплексе. Поисковики из "Альтаира" подготовили презентацию "Я не видел войны, но я помню". На мой взгляд, они могут совершенно справедливо так говорить, ведь останки солдат - связующее звено между поколениями.

"Тамбовский союз десантников России осуществляет всевозможную поддержку для проведения розыскных работ, - рассказывает полковник, председатель наблюдательного совета Тамбовского регионального отделения "Союза десантников России" Алексей Кондратьев. - Нужны ли они? Пока на местах боев лежат солдаты, есть такая необходимость. Каждый из них герой, но умер безвестным. Мы должны вернуть им имена. Необходимо всех предать земле, похоронить по-человечески. Чтобы каждому, кто отдал свою жизнь за нашу Родину, мы воздали по заслугам".

Отряд передал некоторые из своих суоярвских находок музейно-выставочному комплексу.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер