Уже десять лет в России существует духовный православный лагерь под названием "Архангельский". Поскольку за всю свою жизнь я не выезжал даже за пределы Тамбовской области, на предложение добрых людей, а именно Ирины Георгиевны Тепляковой и Надежды Борисовны Машковой, отправиться по морям да по горам я согласился не раздумывая.
Целые сутки езды в поезде сильно испортили впечатление о предстоящих событиях, и поэтому первые сутки я был в плохом настроении. Однако это не помешало мне познакомиться с уже ездившими туда тамбовскими ребятами и приобрести первых тамошних друзей: Максима Агафонова, Колю Лазарева и Диму (фамилию спросить забыл).
Прибыли мы в чудесный город под названием Славянск-на-Кубани, а точнее, в хутор Трудобеликовский. Организует и возглавляет все это дело православный священник - отец Сергий. Кроме него, там были еще два священника: священник общины мальчиков отец Борис и священник общины девочек отец Виктор. Каждый день там были утренние и вечерние молитвы, а когда мы передислоцировались на побережье Азовского моря, добавилось еще и принятие просфоры.
В Трудобеликовском хуторе мы пробыли недолго. Уже на следующий день после приезда на место мы отправились на побережье Азовского моря. Все это время воспитателем нашей группы был мой отец - Константин Анатольевич Сажнев. Через три дня мы смотали палатки и поехали в Славянск. Вернувшись, мы пообедали и тут же отправились на поляну недалеко от станицы Эриванской. Новый переезд занял несколько часов. Как раз в это время у нас сменился воспитатель - нас перевели в 1-й отряд. Нового воспитателя звали Игорь Анатольевич Водоносов.
На поляне нам предстояло пробыть три дня. Но уже когда мы отправлялись туда, погода резко испортилась - начался сильный ливень, крупный град стучал по крыше и стеклам "Газели". Поэтому мы только успели добраться до поляны, походить по ней несколько минут, как поступила команда - возвращаться назад. Жалко, конечно, что не удалось расположиться лагерем на поляне - о ней я слышал так много интересного от старожилов "Архангельского". Но нет худа без добра. За те дни, что мы должны были жить на поляне, мы успели посетить столько новых для меня мест! Выезжали в Тамань, были в поселке-музее "Атамань", Новороссийске, купались в Новороссийской бухте, ездили в Темрюк, были в музее под открытым небом "Военная горка", где так много советской военной техники времен Второй мировой войны.
Затем нам предстояло шесть (!) часов езды в "Газели" в Адыгею в Свято-Михайло-Архангельский монастырь. Он стоит высоко в горах. Там такая красотища! В монастыре мы прожили почти неделю. Почти каждый день ходили играть в футбол. А еще ездили к горным водопадам.
В самый последний день я очень неудачно сломал себе палец и финальный концерт в Славянске смотрел с загипсованной ногой.
Такая вот получилась необыкновенная для меня поездка. (Илья САЖНЕВ)
Таким необыкновенным получилось это посещение кубанского края не только для Ильи, но и для того, с кем он ездил в семейную паломническую поездку - так официально с нынешнего года называется это мероприятие. А ездил с ним я. Удивительно, конечно, но отправившись на юг с одной целью - отдохнуть в привычном для рядового россиянина понимании этого слова, нарвался совершенно на другое - две недели был воспитателем у совершенно незнакомых мне ребятишек, съехавшихся в "Архангельский" со всех концов страны. В первый момент появилась мысль - ну зачем оно мне надо? Но день проходил за днем, и что-то менялось - другие мысли и чувства начинали заполнять душу. К концу второй недели возникло твердое убеждение - ничего в этой жизни просто так не происходит. И если я попал именно сюда, а не провалялся пол-отпуска пузом кверху под южным солнцем, именно это мне в настоящий момент и было нужно.
Конечно, у ребенка - свои воспоминания и ассоциации. И если он запомнил то, как во время проживания в монастыре каждый день играл в футбол, это вовсе не значит, что на подкорке головного мозга и на подкорке сердца не отложилось проведенное на монастырской службе или у святого источника время. Отложилось обязательно. На это и нацелена работа в лагере, а теперь центре "Архангельский".
- Душа, если ее не кормить, не умирает от голода. Но она находится в очень нехорошем состоянии. Поэтому мы периодически питаем свою душу, и это человека украшает и спасает, - эти слова организатора и руководителя "Архангельского" протоиерея Сергия Рыбкина, сказанные ребятам после причастия в горном монастыре, можно с полным правом отнести ко всей работе центра. Накормить алчущую и жаждущую душу - дело непростое. И как всегда в таких случаях бывает, не обходится без трудностей, которые возникают словно на пустом месте.
В нынешнем году "Архангельскому" - десять лет. В 2001 году был организован стационарный православный лагерь на поляне близ станицы Эриванская и прошли первые смены. По сей день это уникальный для всей России опыт работы с детьми. В течение семи лет лагерь рос и развивался. Однако лето 2007 года стало для него последним. Официальной причиной, по которой организаторам лагеря было отказано в регистрации, стало …отсутствие централизованного горячего водоснабжения в лесу - ни больше, ни меньше. У отца Сергия и официальная бумага с подобной формулировкой имеется.
- Я специально попросил: напишите мне официальный отказ, чтобы я мог им оперировать, - рассказывает отец Сергий. - И мне такой отказ напечатали. Я говорю: а если у нас в лесу будет централизованно течь холодная вода? Нет, говорят, это не подходит. А если мы нагреем ее на плите? Это тоже не годится, она должна течь из трубы.
Для примера - в расположенной неподалеку от поляны станице Эриванской водопровода нет вообще. В школе еду для учеников готовят на воде, взятой из колодца. И ничего, никаких проблем не наблюдается. То же касается и светских лагерей, которые по-прежнему работают на всей территории края. А вот к православному лагерю "Архангельский" претензии у властей Абинского района Краснодарского края нашлись.
- Я назвал официальную причину, - говорит отец Сергий. - Дальше каждый волен думать сам…
Но, может быть, это только в одном, (но не нашем) районе возможно подобное? Да нет, все не так весело. В течение двух последующих лет работу с детьми организаторы лагеря были вынуждены проводить непосредственно на территории храма Архистратига Михаила в хуторе Трудобеликовский, настоятелем которого вот уже шестнадцать лет является протоиерей Сергий Рыбкин. А в прошлом году в адрес краснодарского архиерея пришла официальная бумага от главы Красноармейского района, смысл которой сводился к следующему - в настоящее время руководство края уделяет большое внимание воспитанию подрастающего поколения, сохранению его здоровья. В связи с этим есть просьба обратить внимание на пребывание детей в храме Михаила Архангела в хуторе Трудобеликовский. Они располагаются в помещениях, где усматривается угроза их жизни. Владыка выдал резолюцию - устранить все недостатки вплоть до закрытия. В результате завершился второй этап в истории "Архангельского".
В нынешнем году начался новый виток в развитии православной работы с подрастающим поколением.
- Мы в Роспотребнадзоре этот вопрос обсуждали, - говорит отец Сергий. - Там сказали - суточную детскую работу мы вам, безусловно, проводить не разрешим, и не пытайтесь. Вы должны построить специальное здание для пребывания детей с выполнением требований всех СНиПов. А вот семейную работу - пожалуйста. В этом случае за сохранность здоровья и жизнь детей отвечают родители. Поэтому сейчас мы проводим семейные паломнические поездки. Сегодня это форма работы, которая с официальной точки зрения сейчас наиболее приемлема.
Но нет худа без добра. По словам отца Сергия, благодаря переходу деятельности "Архангельского" в новое русло на передний план выступает качество работы с детьми. Уменьшив количество принимаемых за один "заход" ребят с более чем ста до примерно пятидесяти, организаторы имеют возможность более тщательно работать не только с детьми, но и с родителями, для многих из которых мир воспитания в православных традициях - совершенно неизведанная область.
Что ждет "Архангельский" в будущем, если вдруг кому-то захочется прикрыть центр и в его нынешнем виде?
- В Евангелии сказано: вас гонят в этом городе - бегайте в другой. Все зависит от Господа, - уверен отец Сергий. - Господь благословит - будут и новые формы. Но паломничество, с моей точки зрения, придавить сложнее. Оно даже при советской власти существовало. Неофициально, но человек мог поехать под видом туриста по святым местам и помолиться. Это проконтролировать просто невозможно. В системном плане я не думаю, что семейные паломнические поездки могут попасть под запрет.
Насколько оправданы надежды отца Сергия, узнаем уже на следующий год. Илья Сажнев место в "Архангельском" пытается застолбить уже сейчас…