Газета №24 (737), 15 июня 2010
Перейти к номеру

Приехал, увидел, оценил

15 июня 2010, 15:38 Прочитали 1 678 раз
На Тамбовщине с двухдневным визитом побывал заместитель Министра образования и науки РФ Исаак Калина
На Тамбовщине с двухдневным визитом побывал заместитель Министра образования и науки РФ Исаак Калина. Столичный чиновник познакомился с различными направлениями деятельности региональной системы образования - от нанотехнологий до школьного питания. Приятно было услышать, что «интерес к Тамбовской области особый, потому что регион является активным, успешным и полезным участником всех федеральных программ и проектов».

Высшая школа: не попасть в зону риска

Свое пребывание на Тамбовщине И.И.Калина начал со встречи с ректорским корпусом и профессорско-преподавательским составом вузов региона. После осмотра выставки, на которой свои стенды представили три ведущих университета области: ТГТУ, МичГАУ и ТГУ имени Г.Р. Державина, завязался более предметный разговор. Исаак Калина предварил его просьбой о том, чтобы все общение выстраивалось через видение решения двух основных проблем, которые, по его мнению, способны существенно снизить качество вузовского образования в стране. Первая - это демографический спад, накрывающий систему высшего образования. И, как следствие, желание вузов принимать в свои стены всех, без качественного отбора. "Если мы избегаем первого и не начинали набирать в высшую школу всех подряд, тогда мы попадаем во вторую зону риска - это избыточность профессорско-преподавательского состава. А это - наши с вами люди. Я обращаюсь в первую очередь к ректорам вузов и уверен, что ни нам, ни вам не безразлично, что с ними будет", - отметил заместитель Министра образования и науки РФ Исаак Калина.

Проблемы высшей школы, обозначенные гостем, безусловно, свойственны и для нашего региона, однако университеты Тамбовщины стараются избежать названных рисков благодаря системному подходу в своей работе, а также тесному сотрудничеству с руководством региона.

- Университет сегодня - не только образовательное учреждение. Это комплекс, который живет в неразрывной связи с регионом, - отметил ректор ТГУ имени Г.Р. Державина Ю.М. Юрьев. - Державинский - региональный вуз, а проблема повышения качества образования - проблема повышения инвестиционной привлекательности области. Главный наш ресурс - человек, и вокруг него мы и выстраиваем нашу политику, которая совпадает с той, которую проводит администрация области.

Размеры нано, возможности – гига

Следующим объектом, который заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина посетил в Тамбове, стал Научно-образовательный центр "Нанотехнологии и наноматериалы" ТГУ им. Г.Р. Державина. Экскурсию по нему провел его директор - заслуженный деятель науки РФ, профессор Юрий Головин.

Центр был создан в рамках национальной программы "Образование" при финансовой поддержке государства. Выделенные им средства были потрачены на приобретение самого современного оборудования мирового уровня.

Спектр деятельности сотрудников центра довольно широк. Они занимаются фундаментальной наукой, прикладными исследованиями и внедрением разработок в практику производства, а также образовательными программами в области нанотехнологий.

- Основное, на что направлены наши фундаментальные исследования, - изучение размерного эффекта, - объяснял директор высокому гостю. - Это стержень нанотехнологий.

Говоря на языке обывателей, в центре работают над улучшением свойств различных веществ и материалов, добиваясь этого за счет изменения размера частичек, из которых они состоят. Причем научные наработки университета уже используются на практике. К примеру, он сотрудничает с предприятиями "Электроприбор", "Комсомолец", "Завод подшипников скольжения", корпорацией "Росхимзащита", рядом отечественных и зарубежных научных организаций.

Эффективность различных элементов за счет применения нанотехнологий увеличивается в разы, мало того, они могут приобретать по-настоящему уникальные свойства, и, что очень важно, это повышает их стоимость незначительно. Словом, расхожая фраза: за нанотехнологиями - будущее - не просто набор слов. Замминистра слушал профессора с большим интересом, спрашивал о предназначении различных приборов, о том, над чем центр работает в настоящее время и кем являются его сотрудники.

Основной костяк последних - преподаватели университета, но, помимо них, деятельностью с приставкой "нано" занимаются также аспиранты и студенты.

- Мы - за преемственность", - говорят в центре. - Приглашаем студентов первых курсов, знакомим их с нашей работой. Те, кому она интересна и кто имеет к ней способности, смогут в дальнейшем продолжить научную деятельность.

А с недавних пор Научно-образовательный центр "Нанотехнологии и наноматериалы" стал тесно взаимодействовать со школами, техникумами и училищами Тамбова и области, приглашая к себе на экскурсии школьников и студентов.

Духовность - не фетиш

Второй день визита Исаака Калины оказался не менее насыщенным, чем первый, и начался с участия в семинаре-совещании, посвященном подведению промежуточных итогов преподавания курса "Основы религиозных культур и светской этики", проходившем в социокультурном центре села Тулиновка.

По словам начальника управления образования и науки области Натальи Астафьевой, апробация Основ религиозных культур и светской этики, сокращенно ОРКСЭ, преподаваемого в течение четвертой четверти этого года 8,5 тысячам четвероклассников, прошла успешно. Общественные и религиозные организации введение курса поддержали, возникших на его почве конфликтов и конфронтаций замечено не было. Одобрили его и те, для кого он, собственно, разрабатывался, - дети, а также их родители и учителя, сказав - он необходим. "Это подтверждение тому, что курс востребованный и жизнеспособный", - заметила Наталья Георгиевна.

Предваряя выступления других участников, Исаак Иосифович заметил, что с опытом нашей области по введению в общеобразовательных учреждениях нового курса он хорошо знаком, как и собравшиеся в зале, и потому просил уйти от выступлений - докладов о проделанной работе и обсудить: как усовершенствовать применяемые в его преподавании механизмы, а возможно, и изменить. "Давайте не о прошлом, а о будущем", - обратился он. Но то ли не был услышан, то ли особой необходимости в том, чтобы что-то корректировать, у нас действительно нет.

Пожалуй, единственным предложением, прозвучавшим в форме вопроса стало следующее: не считаете ли Вы необходимым ввести обязательный 10-15-минутный духовно-нравственный настрой перед началом учебного процесса, то есть своеобразную зарядку, возможно, телепередачу, связанную с курсом ОРКСЭ? Не фетишируйте слова духовность и нравственность, - заметил на это замминистра. Главное, чтобы, приходя в образовательное учреждение, дети находились в комфортной обстановке, атмосфере духовности и нравственности, чтобы их окружали культурные люди, педагоги, тогда они действительно получат позитивный настрой. Будь эта атмосфера иной, толку от десятиминутной зарядки не будет.

"Мудрый человек", - едва слышно констатировал кто-то из зала.

Учеба, доступная инвалидам

Визит в Центр дистанционного обучения детей-инвалидов, как признался высокий гость, его очень порадовал. Данное учреждение размещается в нескольких кабинетах регионального института повышения квалификации работников образования. Здесь оборудованы 11 кабин, в каждой из которых учителя с помощью современных средств связи ведут уроки, по предметам, входящим в образовательную программу. Сделать такую учебу интересной и доступной помогает скоростной Интернет и дорогостоящая техника - манипуляторы-мыши в виде джойстиков для больных ДЦП, микроскопы, подключенные к компьютерам.

Подобные уроки проводятся для детей-инвалидов, которые не могут покинуть свой дом и посещать школу. Каждому ученику оборудовали современное рабочее место - установили комплект дорогостоящей техники, с помощью которой он может постигать азы знаний. Пока педагоги с детьми общаются в тестовом режиме: сейчас обучаются дети 8-9 классов. Программа дистанционного образования стартует 1 сентября - с началом нового учебного года. Через пару месяцев к обучению приступят 33 ребенка - учащиеся среднего звена из Тамбова, Рассказово, Мичуринска, Моршанска и Никифоровского района. 1 сентября 2011 года к ним присоединится еще сто детей, среди которых будут и малыши из начальных классов.

Следует отметить, дорогостоящее оборудование было закуплено на средства федерального бюджета. В прошлом году на эти цели было выделено 12,3 миллиона рублей. В этом году в область поступят еще 32 миллиона. Стоимость одного комплекта современной техники составляет, в среднем, 200 тысяч рублей.

Что касается педагогов, то все учителя, которые будут работать с детьми, прошли обучение в столичном центре дистанционного образования. В Москве он действует уже шесть лет и в нем одновременно обучаются около 600 ребят. К таким показателям будет стремиться и наш регион - потребность в дистанционном обучении велика. Ведь, согласно статистике, в области проживают около 2,2 тысячи детей-инвалидов школьного возраста. Учителя же, которые обучают ребят дистанционно, могут работать и дома - для них тоже оборудовано рабочее место. Следят за учебным процессом преподаватели через видеокамеру, так что обучение проходит, так сказать, "глаза в глаза".

Дети могут сами выбрать перечень предметов, которые будут изучать в центре. Знакомиться с остальными будут в привычном режиме - в школе или на дому, в зависимости от тяжести заболевания. Помимо индивидуальных занятий, в центре планируется проводить и групповые уроки.

Исаак Калина подчеркнул, что решать вопросы образования детей-инвалидов нужно было давно. И то, что дети с ограниченными возможностями благодаря современным технологиям возвращаются сегодня в общество, очень важно. "В Тамбовской области работает много интересных проектов. Это уникальный опыт, который нужно использовать и в других территориях", - отметил он.

В аудитории института повышения квалификации состоялся продуктивный диалог заместителя Министра образования и директоров тамбовских школ. В беседе не только обсуждались самые актуальные темы образования (ЕГЭ как фильтр для поступающих в вузы, профессиональные конкурсы и рейтинги как стимул для педагогов), но и высказывались предложения и просьбы по нововведениям и программам, обозначались новые задачи.

После этого заместитель Министра науки и образования России Исаак Калина вместе с губернатором Олегом Бетиным посетили учебно-производственный комплекс Государственного колледжа общественного питания и сервиса, где прошлись по всем цехам и посмотрели, как готовится продукция для школьных столовых.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер