ТОГУ "Многофункциональный центр" работает в Тамбове с конца 2008 г. За столь короткое время наш инновационный "супермаркет" услуг, по оценкам специалистов, стал одним из лучших в России. Всего с момента открытия "Многофункционального центра" порядка 450 тысяч человек смогли воспользоваться предоставляемыми здесь услугами. И только за 4 месяца текущего года сюда подало всевозможных заявлений 110 тысяч тамбовчан и жителей Тамбовского района. Мария Николаевна Марышева неспешно подписывает платежку:
- Вот, пришла спросить, как земельный участок побыстрее оформить, а тут, оказывается, и за квартиру заплатить можно. Теперь вот осталось только узнать: не положена ли мне субсидия по оплате за коммунальные услуги. Хорошо, что это тоже здесь в МФЦ.
Услуг заметно прибавилось
За последнее время в работе Многофункционального центра г.Тамбова произошли приятные новшества. Они не стали каким-то сюрпризом, и во многом расширение перечня тех или иных услуг прогнозируется, исходя из пожеланий и предложений самих же клиентов МФЦ. Тем не менее, был создан и совершенствуется так называемый блок "Жилищно-коммунальное хозяйство", где прием населения осуществляется специалистом МУП "Единый расчетный центр". В связи с тем, что на сайт губернатора, председателя Правительства РФ стали приходить многочисленные жалобы по поводу комиссионных сборов при оплате коммунальных услуг на почте и иных местах оплаты, было принято решение об открытии в МФЦ представительств всех управляющих компаний. Теперь оплатить квитанцию за ЖКУ без процентов можно и здесь.
Этот же блок представлен и Центром стандартизации и метрологии. Начиная с прошлого года, жители домов, где установлены счетчики на воду, стали получать уведомления, что пора проверить сертификацию данных приборов тем, кто установил их пять лет назад. Руководство МФЦ отреагировало незамедлительно, и отныне совсем не обязательно оформлять необходимые бумаги в Центре стандартизации и метрологии. Достаточно прийти в МФЦ. Кстати, здесь же свои услуги предоставляет и ТКС.
- Прежде чем открыть окно и посадить в кресло какого-либо специалиста, мы с комиссией обследуем все учреждения, организации, в которых ведется прием граждан, - поясняет директор Многофункционального центра Нина Тихонова. - Анализируем, насколько востребованы их услуги, в каких условиях они оказываются и т.д. Так было с ОАО "Тамбовоблгаз". Его руководство в лице депутата Тамбовской областной Думы Анатолия Николаевича Блохина отреагировало на наши рекомендации об открытии представительства "Тамбовоблгаза" в МФЦ. А.Н.Блохин как лицо государственное также заинтересован в том, чтобы услуги для простого народа были более качественными и доступными. Еще одно новшество, без которого сегодня МФЦ уже не мыслится, - присутствие в его стенах специалиста Управления Росрегистрации по Тамбовской области. Правда, особенность его работы в том, что пока самих сделок купли-продажи здесь не производится. Клиент может, получив на руки документ приватизации своей жилплощади, передать его на регистрацию права собственности.
Востребовано и окно по выдаче загранпаспортов старого образца. Было опасение, что с введением так называемых биометрических загранпаспортов данная услуга будет неоправданна, однако сейчас случается, что тамбовчане иногда сетуют на то, что не все желающие могут воспользоваться ей. Благо дело, ФМС России по Тамбовской области выделило еще одного сотрудника, и теперь прием и выдача документов будут осуществляться быстрее, а стало быть, жители, решившие отправиться в заграничную поездку, смогут скорее осуществить свою заветную мечту.
«Одно окно» - фантастика на грани реальности
Сегодня мы с гордостью можем утверждать, что из всех регионов России, где функционируют государственные "супермаркеты" услуг, лишь в Тамбовском МФЦ действует принцип "одного окна".
- Раньше даже для меня это звучало фантастично, - признается Н.Д. Тихонова. - Представьте себе, человек пришел, отдал свой паспорт, доверенность, и мы, не взяв с него денег, собираем все необходимые документы и регистрируем тот же гараж. Он приходит к нам второй раз, условно говоря, через три недели и получает свои бумаги. Сейчас все это реально существует.
Вот только клиентов почему-то, по словам Нины Дмитриевны, у ее юристов не так много, как думалось поначалу. То ли народ не услышал, то ли не понял сути дела. Более того, сегодня в "одном окне" всем и каждому готовы дать бесплатную консультацию по земельно-имущественным вопросам. Клиенту разъясняют алгоритм его действий, и он выбирает, что для него лучше: оформить доверенность у нотариуса за 400 рублей и поручить все хлопоты профессионалам либо пройти весь этот путь самому. Многие, выбирая второй вариант, через какое-то время вновь приходят в МФЦ и поручают это дело грамотным юристам, что не удивительно. Ведь этим людям гораздо проще общаться в правовом пространстве, составлять договоры, обращаться в суды… Кстати, о судах. Как известно, в земельно-имущественных отношениях без них редко когда обходятся. Если до недавнего времени юристы МФЦ за своих заявителей в суды не ходили, то в этом году, в канун Дня Победы, исключения были сделаны для ветеранов, тружеников тыла и т.д. Скорее всего, подобная практика продолжится в отношении и других категорий граждан, главным образом социально незащищенных.
Вообще, стоит признать, довольно много вопросов возникало по обращениям жителей Тамбовского района. Дело в том, что в МФЦ располагается Кадастровая палата по Тамбовскому району. Было неудобно, когда люди из удаленных деревень и сел приезжали в областной центр, чтобы заказать кадастровый паспорт на земельный участок, а их начинали гонять за бумагами по архивам, комитетам, разбросанным по всему городу. Им вновь приходилось куда-то ехать, стоять в очередях…
- Новый глава администрации Тамбовского района Юрий Лямин принял наши рекомендации в плане того, что в МФЦ должен быть сформирован перечень услуг для жителей района, и, начиная с 17 мая, в двух окнах Центра будет осуществляться их прием по принципу "универсальных специалистов", - подчеркивает Н.Д. Тихонова.
А еще директор лучшего в России Многофункционального центра убеждена: не за горами то время, когда все услуги будут оформлены в электронном виде, что сэкономит время и тем, кто их предоставляет, и тем, кто в них нуждается. Уже сегодня по электронной почте делаются запросы в архивы города. Отрабатываются вопросы сотрудничества по такому принципу и с другими учреждениями. Чтобы мечта стала реальностью, все с нетерпением ждут принятия Федерального закона "Об общих принципах предоставления государственных и муниципальных услуг", где будет дано понятие электронного документа. Технические возможности нашего региона для внедрения электронного правительства на особом контроле администрации Тамбовской области.
Слово директору МФЦ Нине Тихоновой
- За время работы МФЦ сменился его куратор. Если ранее им выступало управление труда и социального развития, потому как предполагалось, что основная масса людей будет обращаться в так называемый социальный блок, то время показало: превалируют в обращениях граждан вопросы земельно-имущественных отношений - около 80%. В связи с чем были внесены изменения в наш устав, и нынешними кураторами выступили управление государственной службы и организационной работы администрации Тамбовской области, а также первый заместитель главы администрации - А.А. Сазонов. Наша деятельность на особом контроле у губернатора О.И. Бетина. Более того, А.А. Сазоновым была поддержана моя просьба о создании межведомственной рабочей группы, которую он и возглавил. Ее задача - анализируя регламенты, согласно которым мы предоставляем услуги населению, упростить и сократить перечень необходимых документов, требуемых с граждан. Хватит с людей трясти лишние бумажки, ради которых они часами, а то и днями простаивают в длинных очередях. Документы нужно требовать только предусмотренные законодательством, а не на "всякий случай" - вдруг пригодятся.
Впереди у нас развитие и совершенствование филиальной сети. В ближайшем будущем мини-тамбовский МФЦ должен появиться в Мичуринске. Помещение уже найдено, с руководством района и города проговаривается перечень услуг, которые в нем будут оказываться. Вообще, главы администраций муниципальных территорий Тамбовщины сегодня готовы совместно с нами решать главную задачу в рамках административной реформы - сделать более доступными и качественными услуги для населения.