Активисты регионального отделения «Поисковое движение России» давно занимаются установлением имен и судеб погибших в нашем регионе летчиков.
Установлением имен и судеб военнослужащих Военно-Воздушных Сил (ВВС) Красной Армии, погибших на территории Тамбовской области в 1941-45 годах, активисты регионального отделения Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших защитников Отечества «Поисковое движение России» начали заниматься давно.
Этот рассказ - о 36-й истребительной авиационной дивизии противовоздушной обороны (ИАД ПВО) и о военнослужащих этого соединения, погибших на Тамбовщине.
В результате исследования документов Орловского и Приволжского военных округов, в состав которых в годы Великой Отечественной войны входила Тамбовская область, в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации удалось найти сведения о 36-й истребительной авиационной дивизии противовоздушной обороны (ИАД ПВО) и о военнослужащих этого соединения, погибших на Тамбовщине.
36-я авиадивизия сформирована на базе 22-й авиационной бригады в августе 1940 года постановлением Совета народных комиссаров №1344-524сс от 25 июля 1940 года и вошла в состав военно-воздушных сил Киевского особого военного округа. Дивизия с первых дней Великой Отечественной войны участвовала в боях с немецко-фашистскими захватчиками. С декабря 1941 по февраль 1942 года и с мая по июль 1942 года полки дивизии прикрывали войска и объекты тыла Приволжского военного округа.
Еще 30 ноября 1941 года командование 36-й авиадивизии получило устное приказание от командующего ВВС Юго-западного фронта о передислокации в Тамбов. И это решение было вызвано крайней необходимостью, т.к. уже летом 1941 года фашистские самолеты начали появляться в воздушном пространстве Тамбовской области.
Первого декабря для приема новых частей прилетели на самолете ПС-84 полковник В.В. Зеленцов, командир 36-й ИАД ПВО и комиссар М.И. Чубич. И в этот же день из Нижней Каменки Воронежской области в Тамбов начал передислоцироваться и весь состав управления дивизии. В их числе и группа штабных офицеров для организации боевой работы дивизии. 6 декабря 1941 г. в состав 36-й ИАД вошли Тамбовский авиаполк, переименованный 10.03.1942 года в 785-й ИАП ПВО, с дислокацией в Тамбове и 234-й ИАП, с дислокацией в Мичуринске.
Летчики Тамбовского истребительного авиаполка сразу же приступили к патрулированию воздушного пространства в районе Тамбова, уже в первый день выполнили девять самолетовылетов, а 9 декабря приступил к боевому дежурству 234-й ИАП, совершив пятнадцать самолетовылетов. 2 января 1942 года дивизия пополнилась 591-м авиаполком, созданным на базе 5-й эскадрильи Липецкого авиационного учебного центра.
В феврале 1942 года дивизия официально вошла в состав войск ПВО и в подчинение командования Ряжско-Тамбовского дивизионного района ПВО с задачей обороны населенных пунктов, железнодорожных узлов, переездов, мостов, переправ и других важных объектов от воздушного нападения противника в полосе Брянского фронта (железнодорожных станций Тамбов, Мичуринск, Кочетовка, перегона Мичуринск – Раненбург и Тамбовского порохового завода № 204 в городе Котовск).
Практически, с ноября 41-ого и по сентябрь 1943 года по сведениям постов ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение и связь) вражеские самолеты регулярно совершали пролеты над территорией Тамбовской области. Это были в большей степени разведывательные полеты с целю фотографирования важных стратегических объектов, скопления и передвижения войск Красной Армии. Но нанесение бомбовых ударов по городам, аэродромам, ж/д станциям, военному производству в районах Липецкой и Тамбовской областей также входило в задачи авиации люфтваффе гитлеровской Германии. В журнале боевых действий 36-й ИАД ПВО отмечены такие факты: С 1 по 15 февраля 1942 года части дивизии на прикрытие обороняемых объектов произвели 272 самолетовылета; с 16 по 28 февраля - 330; с 17 по 27 марта -189.
26 января 1942 года в результате катастрофы И-16 на Тамбовской аэродроме получил травмы, не совместимые с жизнью, командир авиационной эскадрильи 785-ого ИАП ст. лейтенант Климов Василий Герасимович. Похоронен на Воздвиженском кладбище Тамбова.
Василий Герасимович Климов родился 11 августа 1912 года в с. Флорищи Кольчугинского района Ивановской (ныне Владимирской области) в семье рабочих. В 1930 году закончил Кольчугинское ФЗУ и получил специальность наладчик машин. В октябре 1930 года Василий был призван на службу в Красную Армию и направлен для обучения в Энгельсовское авиационное училище, закончил которое он в ноябре 1936 года. И с этого же времени Василий Климов начал службу училище в качестве летчика-инструктора, с 1938 года возглавляет партбюро училища. В учетно-послужной карточке ст. лейтенанта Климова нет информации о переводе его в 785-й ИАП.
В апреле 1942 года авиация противника вела одиночными самолетами разведку в районах Касторное, Грязи, Елец, Котовск, Тамбов, Рассказово, а также бомбардировки Котовска, Рассказово, Рады. Ранним утром 7 апреля произошли налеты немецких бомбардировщиков, сброшено до тридцати ФАБ (фугасная авиационная бомба). На станции Грязи самолеты противника обстреляли отходящий поезд на Мичуринск. Жертв нет. Группа фашистских бомбардировщиков нанесла удар по пороховому заводу в Котовске и железнодорожной станции Рассказово, два самолета обстреляли окрестности города Елец.
6 апреля 1942 года в 785-ом ИАП произошла катастрофа самолета, в результате которой погиб командир звена ст. лейтенант Чернышов Павел Васильевич, уроженец с. Гнилуша, Землянского района Воронежской области. Жена, Чернышова Валентина Федоровна, проживала в г. Тамбове. Других сведений нет.
С 7 по 20 апреля 36-й ИАД ПВО поставлена задача по прикрытию прибывающих воинских частей на Брянский фронт. В этот же период неоднократно в воздушном пространстве Тамбовской области появлялись самолеты противника.
23 и 24 апреля 1942 года летчики 591-ого ИАП провели по два воздушных боя. Своих потерь и сбитых самолетов противника нет. 25 апреля в 10.22 над Тамбовом на высоте 5000 метров прошел один Ю-88. На перехват с аэродрома Тамбов взлетели «илы» и «яки» 785-ого ИАП, вражеский самолет настичь не удалось.
14 мая 1942 года в 10.45 было замечено приближение к Мичуринску скоростного бомбардировщика Ю-88, летевшего на высоте 3000 метров. Патрулирующий в воздухе над Мичуринском заместитель командира эскадрильи 785-го ИАП пилот Миненко, заметив вражеский самолет, приблизившись к нему на расстояние 1500 – 1700 метров выпустил два реактивных снаряда РС-82, а затем очередь из 15 снарядов пушки ШВАК. После этого пушка отказала. Самолет противника прибавил скорость и ушел в облачность. В этот день летчики дивизии провели два боя и сбили один самолет Ю-88.
20 мая посты ВНОС отметили четыре пролета вражеских самолетов в районе Мичуринска, Ливны, Липецк, Елец, Водопьяново, состоялся воздушный бой, в котором таранным ударом пилот 591-ого ИАП мл. лейтенант Барковский на самолете МиГ-3 сбил Ю-88. При таране советский летчик погиб. За этот подвиг Президиум Верховного Совета СССР присвоил Виктору Антоновичу Барковскому звание Героя Советского Союза.
21 мая, ранним утром, над аэродромом Мичуринск был замечен самолет противника, который на большой высоте шел курсом на Тамбов. По приказу с аэродрома Мичуринск взлетел Як-1, пилотируемый летчиком 785-го иап младшим лейтенантом В.М. Пиляевым. В районе ж/ст. Никифоровка, в 15 км восточнее Мичуринска самолеты встретились. Самолет противника по причине ухудшения погоды, прекратив выполнение задания, возвращался в район Мичуринска. Мл. лейтенант Пиляев заметил врага, хоть самолет противника шел выше истребителя на 1000 метров. Пиляев с дистанции 1000 метров выпустил по нему два реактивных снаряда, разорвавшиеся в 200 – 300 метров впереди неприятеля, предпринимавшего попытки уйти от советского истребителя. Продолжая преследование, летчик Пиляев уже над Мичуринском выпустил еще два РС. Самолет противника, пытаясь изменить курс, резко «свалился» на левое, а затем на правое крыло. Мл. лейтенант Пиляев вновь выпустил два РС, которые также разорвались в 100 – 150 метрах впереди самолета противника. Последний с резким снижением ушел в облака. Пиляев продолжил патрулирование над верхней кромкой облаков в течение 15 минут и заметив вновь противника, с дистанции 600 – 800 метров открыл огонь из пушки и пулеметов. Ответного огня неприятель не вел, а снова скрылся в облачности. Пиляев дошел до Липецка, а затем вернулся на свой аэродром. Летчик Пиляев израсходовал шесть РС-82, 15 снарядов пушки ШВАК и 400 патронов пулемета ШКАС.
В некоторые дни конца мая и первой половине июня 1942 года авиация противника проявляла слабую активность, но 8 июня в 22 часа 42 минуты провела массовый налет 70-ти самолетами на ж/д ст. Кочетовка и сбросила около 330 бомб.
22 июня состоялся очередной воздушный бой с вражеским самолетом Ме-109, погиб мл. лейтенант Жуков.
В течение 25 июня немецкая авиация группами по 3-4 самолета вела разведку в районе Елец-Ливны. Летчики 591-ого ИАП провели 2 воздушных боя, в одном из боев с четырьмя Ме-109 погиб пилот старшина Леваненко Антон Борисович, 1920 года рождения, уроженец Витебской области Белорусской ССР. Похоронен на Северном кладбище г. Елец.
28 июня 1942 года с 4.55 до 16.30 авиация люфтваффе совершила три бомбардировочных налета на ж/д Елец и мост через р. Сосна. Налеты проводились группами, свыше двадцати самолетов типа Ю-88 и Хе-111, под прикрытием истребителей Ме-109 и Ме-110. Отмечено всего более 100 самолетопролетов, сброшено до 150-ти фугасных бомб, имеются жертвы среди гражданского населения.
В ночь с 28 на 29 июня авиация противника бомбила железнодорожную станцию Тамбов, Мичуринск, Кочетовка и аэродром Тамбов. 80 фугасных и зажигательных бомб фашисты сбросили на ж/д ст. Тамбов, сожгли два пакгауза, багажную контору, разбили вагон с грузом. Бомбы попали и в дома мирных жителей - сгорели 12 домов, были человеческие жертвы. Кроме того, самолеты противника бомбили Тамбовский аэродром. В 23.30 противник одиночными самолетами бомбил деревню Полынки, (в настоящее время район в черте города). Сбросили три серии бомб. Одну бомбу сбросили на западной окраине аэродрома Тамбов. Над городом и аэродромом сбросили несколько осветительных бомб.
Бомбардировщики Ю-88 совершили налет на железнодорожный узел и аэродром Мичуринск. Но наиболее разрушительным оказался налет на ж/д станцию Кочетовка, где в течение двух часов на скопившиеся железнодорожные составы было сброшено около 200 фугасных, зажигательных и осветительных бомб. Взрывались вагоны с боеприпасами, цистерны с горючим. Возникло множество пожаров, в огне погибли люди, животные, военнослужащие и эвакуированные, находящиеся в эшелонах. В результате налета в Кочетовке дотла сгорел элеватор, повреждены железнодорожные пути, уничтожены составы, разрушены жилые здания поселка, погибли 456 человек, 150 - получили ранения.
За 28 июня летчики 36 ИАД ПВО произвели 65 самолетовылетов, сбили три самолета противника типа Ю-88. В воздушном бою с тремя Ме-109 погиб летчик старшина Клоченок Валентин Юрьевич, 1919 года рождения, уроженец Киевской области Украинской ССР. Похоронен в г. Елец.
В ночь с 30 июня на 1 июля 1942 года до 20 фашистских самолетов вновь бомбили станцию Кочетовка, аэродром и город Мичуринск. Было сброшено около 150 фугасных бомб среднего и крупного калибра, большее количество бомб упало в поле, незначительно разрушено железнодорожное полотно на перегоне между станциями Хоботово - Кочетовка. На рабочее поле аэродрома Мичуринск сброшена одна авиабомба весом 1000 кг. Аэродром из строя не выведен. На отражение налета противника был выпущен один самолет из 785-ого ИАП. Самолетов противника он не обнаружил.
В ночь с 1 на 2 июля над аэродромом и городом Мичуринск, над ж/д ст. Кочетовка появились до 15 вражеских самолетов, идущих в три эшелона. Первый эшелон сбросил 2 осветительные бомбы над ст. Кочетовка и 8 осветительных бомб над аэродромом Мичуринск. В 23.55 первый эшелон начал бомбардировку ж/д ст. Кочетовка. Второй эшелон производил бомбометание на аэродром Мичуринск. Бомбы ложились восточнее аэродрома. На рабочее поле попало 8 фугасных бомб. Третий эшелон произвел бомбовый налет на город Мичуринск, ж/д ст. Турмасово и аэродром. Всего сброшено до 120 фугасных и зажигательных бомб. На аэродроме жертв и разрушений не было, на ст. Турмасово возник пожар, который быстро был потушен. На ст. Кочетовка разрушены две стрелки, три пути, сгорело две цистерны с горючим, погибли 2 человека, 3 получили ранения. В Мичуринске после налета вражеской авиации сгорело 11 одноэтажных жилых домов, 15 человек погибло, 10 – ранено. На отражение налета противника вылетели два ЛаГГ-3. Встреч с самолетами врага не было.
В ночь с 7 на 8 июля 1942 года фашистская авиация произвела налет на ж/д узел, аэродром и г. Тамбов. В 22.35 вражеский самолет сбросил 3 осветительных бомбы. Затем началась бомбардировка. Бомбы упали на окраину д. Пушкари, загорелся сарай, по которому было сброшено еще несколько фугасных бомб. Подверглось бомбардировке и село Красносвободное – несколько зажигательных и фугасных бомб упало в поле рядом с селом. Жертв и разрушений не было.
На отражение налета противника с аэродрома Тамбов вылетели два истребителя ЛаГГ-3. Вражеских самолетов они не обнаружили.
В ночь с 8 на 9 июля 1942 года вражеские бомбардировщики совершили налет на пороховой завод Котовска, сбросили 25 – 30 фугасных бомб. В результате бомбардировки погибли 34 человека, рабочие завода, 67 человек были ранены, разрушено одно и повреждено три здания. На г. Тамбов сброшено 3 осветительные ракеты и несколько фугасных бомб. Разбит трансформатор и один киоск.
9 июля 1942 года в 01.35 один неопознанный самолет противника сбросил 11 фугасных бомб на ж/д ст. Никифоровка. Жертв и разрушений нет. Вечером этого же дня в 22.36 на перехват вражеского бомбардировщика Ю-88, летевшего с намерением бомбить пороховой завод в Котовске, с Тамбовского аэродрома вылетел самолет ЛаГГ-3, пилотируемый мл. лейтенантом Трутневым Иваном Павловичем. Над заводом наш истребитель атаковал юнкерс, выпустив по нему две очереди. Фашист, не сбросив бомбы, ушел в облака. Об этом свидетельствовал ответственный секретарь парткома завода. А самолет Трутнева в районе деревни Царевка был пойман в луч прожектора прожекторной станции. Прожекторист, ст. сержант Шумоковский, доложил начальнику станции Яблонскому, что это советский самолет, но Яблонский отдал приказ вторично взять его в луч прожектора. В результате чего летчик был ослеплен, потерял ориентировку и врезался в землю. Самолет упал на огороды в деревне Царевка, летчика при ударе выбросило на 60 метров. От полученных травм мл. лейтенант И.П. Трутнев скончался 11 июля. Похоронен на Воздвиженском кладбище г. Тамбова.
Иван Трутнев родился 26 сентября 1919 году в с. Троице-Орловка Горловского, (ныне Скопинского) района Рязанской области в крестьянской семье. В 1936 году окончил 7 классов, вступил в комсомол. 13 декабря 1938 года зачислен курсантом Борисоглебской авиационной школы им. В.П. Чкалова, 23 февраля 1939 года принял воинскую присягу. В начале 1940 года Иван Трутнев успешно закончил авиашколу, ему было присвоено звание мл. лейтенант. 25 февраля мл. лейтенант Трутнев был зачислен в 162-й резервный авиаполк. Записи в учетно-послужной карточке Трутнева о его службе в 785 ИАП 36 ИАД ПВО отсутствуют.
Во второй половине июля и, практически, весь август 1942 года авиация противника, в основном, проводила разведывательные полеты. Но боестолкновения в небе Тамбовской области продолжались.
6 августа 1942 года при выполнении боевого задания по перехвату самолета противника, летчик 827-ого ИАП ПВО Юркевич Павел Дмитриевич в районе ж/д станции Никифоровка при развороте вошел в глубокое пикирование и с таким углом врезался в землю. Летчик погиб. Самолет упал на территории Основного питомника им. И. В. Мичурина.
А. Кондратьева, жительница Мичуринского района вспоминает: «Утром я пришла в Основной питомник, где в ту пору работала и.о. заведующей архивом и домом музеем И.В. Мичурина. В небе гудел наш самолет. Вдруг налетели фашисты. Завязался воздушный бой, в котором вражеский стервятник был сбит. У многих вырвался возглас ужаса, когда загорелся и стал падать наш истребитель, спикировавший так близко от нас, что мы с А.С. Тихоновой увидели летчика. Он пытался выбраться с парашютом, но ему что-то мешало. Охваченный пламенем самолет упал на дальний участок сада, в высохшее болото. Мы побежали туда. Увидели только воронку, догорающие деревянные части самолета да чудом уцелевший бумажник с документами, сохранившими имя героя. Со временем на этом месте был поставлен обелиск, посажены цветы. На обелиске сделали надпись: «Юркевич Павел Дмитриевич, 1919-1942 гг., летчик-испытатель. Погиб за Родину».
Павел Юркевич не был летчиком-испытателем. В журнале боевых действий 36-й ИАД ПВО за 6 августа 1942 г. указывается, что в этот день авиация противника осуществляла разведывательные полеты над территорией Липецкой и Тамбовской областей, в частности, в районе станции Богоявленск и города Мичуринск. На прикрытие обороняемых объектов в этот день в частях дивизии произведено 40 самолетовылетов. Сбитых самолетов противника не зафиксировано, свои потери – 1 самолет МиГ-3 из 827-ого ИАП сержанта Юркевича.
Очевидцы утверждают, что МиГ-3 глубоко вошел в землю, на поверхности осталось только хвостовое оперение и о летчике сведений было крайне мало. В.Г. Мединский, мичуринский журналист и поисковик-исследователь, пытался собрать более подробную информацию о пилоте, но на его запрос в ЦАМО ответа не последовало. Место гибели и захоронения сержанта Юркевича разыскали бойцы поискового отряда «Надежда» МБОУ СОШ №7 Мичуринска и уже много лет ухаживают за могилой и ведут поиск родственников пилота. Но на сайтах Министерства обороны РФ: https://obd-memorial.ru; https://pamyat-naroda.ru данных о летчике нет. В Книге Памяти Тамбовской области имя сержанта Юркевича увековечено.
4 сентября 1942 года в воздушном бою с немецким Ю-88 в окрестностях д. Фонвизино Хоботовского, ныне Первомайского района погиб сержант, пилот 827-ого ИАП 36 ИАД ПВО Чопчиц Григорий Алексеевич.
По сообщению постов ВНОС самолет Ю-88 на большой высоте в 7.30 пролетел ж/д ст. Избердей и шел курсом 360°. В 7.36 с аэродрома Мичуринск на перехват противника были подняты два самолета МиГ-3. После взлета на высоте 500 метров у лейтенанта Зубкова заклинил мотор, летчик посадил неисправную машину на аэродроме. Сержант Чопчиц продолжал выполнять поставленную задачу. В 7.55 сержант Чопчиц передал по радио: «Веду бой» и далее связь прекратилась. Опрос очевидцев, жителей п. Новоспасское и д. Фонвизино, помог установить картину боя. Советский истребитель произвел 5-6 атак на «юнкерс», сверху, сзади, сближаясь до минимальной дистанции. Свидетели воздушного сражения видели дым, выпущенный с вражеского самолета. В последней атаке истребитель «проскочил» сзади самолета противника и пошел на снижение. Снижение происходило не равномерно: самолет то снижался с левым небольшим креном по спирали, то набирал высоту. На подходе к земле обороты мотора были уменьшены, а затем на высоте приблизительно 50 метров вновь увеличены, и самолет набрал высоту около 200 метров, с которой перешел в отвесное пикирование, и врезался в землю 500 метров северо-западнее д. Фонвизино. После обследования места гибели сержанта Чопчица командование полка сделало следующий вывод: «Предположительно, летчик Чопчиц, увлекшись атакой противника, допустил сближение с противником на короткую дистанцию 20-30 метров и, попав под огонь стрелка, был ранен или был одурманен выпущенными ОВ (отравляющими веществами) с самолета противника. Летчик пытался посадить самолет, но у земли потерял сознание. Самолет разбит. Летчик погиб».
Иванов Дмитрий Васильевич, житель п. Новоспасское, Первомайского района Тамбовской области, уроженец д. Фонвизино, сохранил воспоминания своего деда Иванова Петра Филипповича, 1895 года рождения, который в 1942 году был председателем колхоза «Весна» в д. Фонвизино. Он видел, как со стороны железной дороги летел немецкий самолет, а за ним - советский истребитель. Между ними завязался бой. Истребитель совершил со стороны солнца несколько атак и отогнал бомбардировщик от железной дороги. Фашистский самолет совершил разворот и взял курс на Елец. Истребитель продолжал атаковать врага. Но вдруг начал снижаться, потом набрал высоту, вновь начал падать, а над конторой колхоза падение прекратилось, самолет, набрав высоту, долетел до поля и врезался в землю в районе местечка Белая глина. Через некоторое время из Мичуринска на полуторках приехали военные, оцепили место катастрофы. Из земли самолет выдергивали с помощью лощадей. Мужчины-колхозники откопали кресло летчика, пробитое пулями. Все части самолета погрузили на полуторки и увезли. Дней через пять на месте гибели летчика военные установили памятник. А потом приезжала мать погибшего летчика, имя которого долгие годы было неизвестно.
6 сентября 2022 года, 80 лет спустя, в районе места гибели пилота благодаря инициативе и усилиям Д. В. Иванова, жителя с. Новоспасское, поддержке администрации Первомайского района, и лично Р. В. Рыжкова, администрации Новоспасского сельского совета, и лично Е. Д. Лариной, поисковиков Тамбовского регионального отделения ООД "Поисковое движение России" был установлен памятный знак и гранитная плита, изготовленная на средства Фонда президентских грантов, с именем и обстоятельствами гибели сержанта Григория Чопчица.
Григорий Алексеевич Чопчиц родился в 1923 году, в городе Петриков Полесской области Белорусской ССР. Окончил Таганрогский авиационный клуб, закончил Новосибирскую авиационную школу пилотов. На момент гибели Григория его семья проживала в г. Ирбит Свердловской области. Запрос в архив ЗАГСа г. Ирбит помог выяснить правильное написание фамилии - Чопчиц, с буковой "о", а не "е", как в донесении о безвозвратных потерях 36 ИАД ПВО, что имя матери Григория – Клавдия Дмитриевна, то, что он был старшим в семье, что у Григория была сестра Лариса и брат Дмитрий. Г.А. Чопчиц числится захороненным на северо-западном кладбище г. Мичуринска. В Книге Памяти Тамбовской области (т.10, с.278) имя летчика увековечено, фамилия прописана с буквой «е».
Седьмого сентября 1942 года авиация противника проводила разведывательные полеты в районе Волово, Данков, Раненбург, Мичуринск, Избердей, Грязи, а также бомбометание этих районов. На ж/д ст. Избердей было сброшено 11 фугасных бомб. Истребители 591-ого авиаполка активно противодействовали действиям вражеских самолетов, которым приходилось производить бомбометание из-за облаков.
Восьмого сентября 1942 года погиб капитан Логачев Николай Павлович, летчик 591-ого ИАП 36-й ИАД ПВО. Николай Павлович проводил облет самолета Як-1, на котором был установлен двигатель после ремонта. В 11.25, уже заканчивая облет и идя на посадку, летчик выпустил шасси, но левая нога шасси самолета не встала на замок. Капитан Логачев пытался «дожать» стойку шасси во время пикирования и трижды произвел пикирование с высоты 2000 – 1000 метров. При резком выводе из пикирования самолет начал разрушаться и врезался в землю в районе ст. Избердей. Пилот получил тяжелые ранения и был доставлен в госпиталь Тамбова. Умер от полученных травм. Похоронен на Воздвиженском кладбище города Тамбов.
Капитан Логачев родился 14 октября 1912 года в Саратове. В 1930 году закончил девять классов средней школы, получил рабочую профессию радио-монтажника. В 1937 году окончил обучение в Оренбургской военной авиационной школе летчиков Приволжского военного округа и начал службу в 49-м истребительном авиационном полку Ленинградского военного округа. С 1939 года лейтенант Логачев - флагман-штурман авиаэскадрильи этого полка, с ноября 1939 года по март 1940 года участвует в войне с белофиннами. Лейтенант Логачев совершил 80 боевых вылетов на самолете И-16 и 20 мая 1940 года был награжден медалью «За отвагу».
С 22 июня по июль 1941 года в составе 49-ого ИАП Николай Логачев воюет с фашистскими захватчиками в небе Прибалтики и северной Белоруссии, в июле прикрывает Невель, Великие Луки, Городок. Уже 23 июня сбивает первый бомбардировщик Ю-88.
С сентября 1941 года по март 1942 года Николай в составе 562-ого ИАП на должности заместителя авиаэскадрильи и штурмана. В составе полка ст. лейтенант Логачев на самолете Як-1 вылетает на прикрытие города и военных объектов Москвы, на прикрытие войск Красной Армии и штурмовку вражеских воинских соединений, рвущихся к Москве. С марта по май 1942 года воюет в составе 785-ого ИАП ПВО, а затем с мая 1942 года в 591-ом ИАП 36-й ИАД ПВО. Всего сбил 4 вражеских самолета. 25 июля 1941 года награжден орденом Красной звезды.
12 сентября летчики 591-ого ИАП лейтенант Воробьев и мл. лейтенант Ворошилов в районе ж/д ст. Богоявленск встретили самолет противника Ю-88 и завязали бой. Лейтенант Воробьев сбил вражеский самолет, хотя и его самолет был подбит. Пилот смог посадить самолет в поле. Летчики 785-ого и 827-ого авиаполков осуществляли прикрытие выгрузки войск в районах Тамбов, Мичуринск.
С 13 по 29 сентября 1942 года в границах Ряжско-Тамбовского дивизионного района отмечено 42 самолетопролета противника типа Ю-88 и Хе-111. Истребители дивизии в этот период совершили 236 самолетовылетов.
30 сентября, осуществляя патрулирование в районе Грязи-Избердей-Мичуринск внезапной атакой Ме-109 был сбит самолет Як-7б пилота 591 ИАП мл. лейтенанта Телешова Ивана Ивановича, 1922 года рождения, уроженца Городокского района Витебской области Белорусской ССР. Похоронен в братской могиле г. Грязи.
В боевом донесении № 16 36-й ИАД ПВО от 5.10.42 года есть описание воздушного боя, произошедшего 3 октября, в котором погиб майор Александр Васильевич Барсов, летчик, командир 1-ой авиационной эскадрильи 827-ого ИАП 36 ИАД ПВО.
В 11.58 на командный пункт полка (КП) поступило сообщение о том, что самолет противника курсом 45 °на высоте 6000 метров пролетел 5 км юго-западнее Липецка. В 12.04 с аэродрома Мичуринск были подняты два истребителя: ЛаГГ-3 (пилотировал майор Барсов) и МиГ-3 - лейтенант Кузнецов. Им была поставлена задача прикрыть железнодорожные узлы Мичуринск и Кочетовка. В 12.16 один Ю-88 на высоте 7000 метров курсом 345° прошел через Мичуринск. Зенитная артиллерия открыла по нему огонь. В районе железнодорожной станции Богоявленск наши истребители увидели самолет врага и начали преследование. Сблизившись, атаковали противника. Лейтенант Кузнецов видел, как самолет майора Барсова после сближения с вражеским бомбардировщиком энергичным разворотом ушел вверх вправо, набрал превышение высоты над юнкерсом около 100 метров и вдруг свалился в штопор. Самолет, не выходя из пике, упал в пяти километрах южнее железнодорожной станции Лев Толстой. Предположительно, майор Барсов при атаке противника был тяжело ранен или убит. Похоронен в братской могиле в городе Мичуринск. В Книге Памяти (т.10 с. 230) Тамбовской области есть такая запись: «Барсов Александр Васильевич, род.1906, г. Красногвардейск Ленинградской области, майор, умер 3 октября 1942 года».
В учетно-послужной карточке, составленной на майора Барсова, находим дополнительные сведения о нем: родился 27 января 1906 года, социальное положение – рабочий. Образование – 4 класса приготовительного училища. Профессия - сортировщик. С 1931 года Барсов состоит в коммунистической партии большевиков. В Красную Армию Александр был призван по партийной мобилизации со станции Пестово Кировской железной дороги и направлен в 14-ю Высшую школу летчиков, где успешно обучался летному мастерству с июня 1931 по январь 1932 года. При выпуске из школы Александру присваивают звание мл. лейтенанта и оставляют в летной школе летчиком-инструктором. 23 марта 1936 года Барсов получает лейтенантские кубари. В январе 1938 года ему присваивают очередное звание - ст. лейтенант и назначают командиром звена. 9 октября 1938 года ст. лейтенант Барсов - командир отряда в Энгельсовском высшем авиационном училище. 20 февраля 1940 года ему было присвоено звание – капитан ВВС РККА. И, судя по записи в УПК, капитан Барсов служит в Тамбовском авиационном истребительном полку, а с 20 июля 1942 года Александр Васильевич - командир авиационной эскадрильи 785-ого ИАП ПВО. Александр Васильевич был женат. Жена – Барсова Раиса Георгиевна, проживала в Тамбове.
С 6 по 31 октября 1942 года авиация противника проводила разведывательные полеты в районах городов Тамбов, Мичуринск, Грязи, Липецк, ж/д станций Богоявленск, Раненбург, Лев Толской, всего 36 самолетопролетов. Истребители 36-й авиадивизии совершили 142 самолетовылета на патрулирование. Встреч с противником не было.
25 октября 1942 года при возвращении с боевого задания из-за выработки горючего потерпел катастрофу самолет врид командира 1-ой эскадрильи 785-ого ИАП дважды орденоносец ст. лейтенант Новиков Николай Иванович. Не дотягивая до своего аэродрома, летчик пошел на вынужденную посадку за его границей. Самолет скапотировал, и пилот был удушен ларингофонами шлемофона. Похоронен на Воздвиженском кладбище Тамбова. Имя ст. лейтенанта Н.И. Новикова увековечено в Книге Памяти Тамбовской области (т. 10, с.161), но указано, что ст. лейтенант умер от ран 27.10 1942 года.
Новиков Николай Иванович родился 19 декабря 1913 года в г. Вичуга Ивановской области. Закончил 5 классов начальной школы, девятимесячные курсы подготовки к поступлению в институт. Закончил первый курс Ивановского текстильного института. 31 августа 1935 года поступил, а 20 декабря 1937 году закончил 11-ю военную школу пилотов в Ворошиловграде. Получил назначение в 48-й скоростной бомбардировочный авиационный полк (СБАП), базировавшийся в г. Умань Украинской ССР. В 1939 году стал членом ВКП(б). И в этом же году летчик Новиков участвует в польском походе по освобождению трудящихся западной Украины и Белоруссии в составе 48-ого СБАП фронтовой авиации Украинского фронта. А в 1940 году - в войне с белофиннами также в составе 48-ого СБАП 18-й скоростной бомбардировочной бригады (СБАБр) ВВС 7-й Армии Северо-Западного фронта. За образцовое выполнения боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом мужество, доблесть младший летчик Николай Новиков награжден орденом Красного Знамени. С 10 мая 1940 года летчик Новиков назначен инструктором в Бронниковскую высшую авиационную школу пилотов.
С сентября 1941 года лейтенант Николай Иванович Новиков участвует в войне с фашистской Германией в составе 36-й авиадивизии Брянского фронта, совершает 40 боевых вылетов на патрулирование и перехват самолетов противника. С 4 по 6 февраля 1942 года совершил 10 боевых вылетов в составе 184-ого ИАП на штурмовку и бомбардировку вражеских войск. В паре и составе звена за этот период уничтожено до 110 человек пехоты противника, 15 автомашин с военными грузами, одна пулеметная точка и одна зенитно-артиллерийская, выведен из строя один автобус и разрушено 6 домов, в которых располагались солдаты противника, а также 6 подвод с военными грузами. «… показал себя бесстрашным летчиком… в полетах ориентируется хорошо. К себе и подчиненным проявляет исключительную требовательность», - так написано в представлении к награждению. Согласно приказу по войскам Брянского фронта №: 30/Н от: 20.04.1942 года ст. лейтенант Новиков был награжден орденом Красной Звезды.
В ноябре месяце авиация противника проявляла слабую активность, истребители дивизии провели три воздушных боя с самолетами противника До-215, Хе-111. Сбитых самолетов противника нет и своих потерь тоже нет.
6 декабря 1942 года на перехват вражеского самолета Ю-88 вылетели два истребителя 827-ого ИАП. Юнкерс ушел в облачность, а наши истребители попали в туман и самолет ст. лейтенанта Степанова потерпел катастрофу в районе Муравлянки (возможно, ж/д разъезд Муравлянка в Моршанском районе).
Николай Андреевич Степанов родился 3 декабря 1913 года в городе Мелекесс Мелекесского района Куйбышевской области в семье рабочих. В 1932 году закончил 1 курс механического техникума, вступил в комсомол. 15 августа 1935 года был призван в ряды РККА. В 1938 году успешно окончил Оренбургское авиационное училище им. К.Е. Ворошилова. Направлен на службу в 31-й истребительный авиаполк, в составе которого младший летчик Степанов в сентябре 1939 года участвует в военном походе в западной Белоруссии в районе г. Лида. 27 апреля 1940 года Степанов переводится в 123-й ИАП Белорусского особого военного округа (БОВО) (в июле 1940 года переименован в Западный особый военный округ (ЗОВО)).
22 июня 1941 года полк базируется на аэродромах Именин, Стригово, и одна эскадрилья на авиационной площадке Лыщицы. С первых минут Великой Отечественной войны летчики полка ведут тяжелые бои в окрестностях Бреста, Жабина, Кобрина. Командир 123-его ИАП майор Б.Н. Сурин в отчете указал, что только за первый день войны летчиками полка уничтожено или повреждено 20 самолетов противника.
Лейтенант Степанов принимает непосредственное участие в воздушных боях, становится кандидатом в члены ВКП(б). В представлении на награждение Николая Степанова орденом Красное Знамя командир полка дает такую характеристику своему боевому товарищу: «…энергичный, хладнокровный, рассудительный, как воздушный боец – смелый и примерный. Имеет 90 боевых вылетов, из них 12 с воздушными боями, …сбил один самолет противника типа Ме-110. В воздушных боях в трудную минуту всегда приходит на выручку товарищам. За отличное выполнение боевого задания в трудных метеоусловиях от Командующего ВВС 52-й Армии имеет благодарность». Указом Президиума Верховного Совета ССР от 27.12.1941 года лейтенант Степанов был награжден орденом Красное Знамя.
20 июля 1942 года ст. лейтенант Н.А. Степанов назначается командиром эскадрильи в 827-й ИАП 36 ИАД ПВО и выполняет задания командования по прикрытию Липецкой и Тамбовской областей.
Николай Андреевич был женат, жена Степанова Вера Ивановна на момент гибели мужа проживала в городе Ульяновск.
Практически, весь декабрь 1942 года авиация противника в небе Тамбовской области появлялась редко. Части дивизии произвели 43 самолетовылета. Ночью 28 декабря один Ю-88 бомбил аэродром города Кирсанов. Сбросил 4 фугасные бомбы. Убит один человек.
Во второй половине января 1943 года авиация люфтваффе активизировалась и вела интенсивную разведку на больших высотах в районах Мичуринск, Тамбов. 31 января состоялась одна встреча с вражеским самолетом До-215. Капитан Львов и сержант Щекинов атаковали противника, который ведя ответный огонь, набрал высоту и ушел в облака.
За весенние месяцы 1943 года летчики 36-й ИАД ПВО произвели 159 самолетовылетов и один воздушный бой 29 марта в районе Касторное Курской области. Самолет противника Ю-88 сбит.
11 мая 1943 года в результате катастрофы самолета погибли два человека: врид командира 827 ИАП майор Петраков Андрей Никифорович и пилот сержант Кузнецов Василий Григорьевич. Военнослужащие похоронены на городском кладбище Мичури