В Кирсанове захоронены погибшие в годы Великой Отечественной войны летчики

17 октября, 10:19 Арина Орлова Прочитали 1 197 раз
Итоги поиска захоронений летных экипажей на территории Кирсанова и Кирсановского района.

Установлением имен и судеб военнослужащих Военно-Воздушных Сил (ВВС) Красной Армии, погибших на территории Тамбовской области в 1941-45 годах, активисты регионального отделения Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших защитников Отечества «Поисковое движение России» начали заниматься давно.

Этот рассказ - об итогах поиска захоронений летных экипажей на территории Кирсанова и Кирсановского района.

___________________________________

Город Кирсанов расположен на востоке Тамбовской области недалеко от границ Пензенской и Саратовской областей.

По плану базирования ВВС Юго-Западного Фронта вблизи Кирсанова в конце 1941 г. построен аэродром, размеры аэродрома 1200х1200м, взлетно-посадочная полоса имела длину 1000м. Для помощи батальону аэродромного обслуживания в содержании ВПП в зимнее время привлекалось население города и с. Голынщина.

О важности аэродрома говорит тот факт, что он неоднократно подвергался аэрофотосъемке самолетами-разведчиками гитлеровской авиации.

 В период 1941-1945гг. на территории Кирсанова и Кирсановского района дислоцировалось 16 госпиталей. К сожалению, не всегда удавалось выходить раненых. Были погибшие и умершие в авиационном полку, базировавшемся на аэродроме. Для погребения военнослужащих на кладбище города в 1942 году был выделен участок под воинские захоронения.

История по поиску захоронения летчиков началась в 1997 году, когда посетив воинское кладбище, обратил внимание на скромный памятник из железа, покрашенный серебристой краской, на котором была надпись «Экипаж 7 человек». Для офицера, служившего в авиации, это показалось странным. Странным потому, что одно дело - сбитые самолеты и погибшие экипажи в тылу противника, и другое дело – погибшие на своей территории. В то время не было в открытом доступе банка данных «Мемориал» и пришлось обращаться в Центральный архив министерства обороны в г. Подольск. Ответ был прост – приезжайте, допускайтесь, работайте. На длительное время поиск затянулся. Получая по капле информацию, удалось установить, что во время войны на аэродроме Кирсанов базировался 752 авиационный полк дальнего действия.

На аэродром Кирсанов 752 авиаполк дальнего действия, входящий в 24 авиадивизию дальнего действия, перебазировался в июле 1942г. Первоначально, полк работал на Ржевском, Воронежском и Елецком направлении, но с августа 1942 г. согласно Приказу Командования Авиации Дальнего Действия начал бомбардировки противника на Сталинградском направлении.

 Экипажи полка с аэродрома Кирсанов, делая по 2-3 вылета за ночь, вели боевые действия по выдвигающимся войскам, резервам и аэродромам противника на подступах к Сталинграду.

За период Сталинградской операции полк совершил свыше 1600 боевых вылетов, сбросив на врага около 2000 тонн бомб.

С августа 1942 г. по март 1943 г. полк в боевых вылетах потерял 9 самолетов.

За этот период в катастрофах потеряно 4 самолета Ил-4, погибло 7 человек летного состава.

После увольнения с военной службы, работая на гражданке, оказался в командировке в Москве и решил посетить архив. Конечно, за один день работы не удалось установить погибший экипаж, но изучив данные по 752 авиаполку дальнего действия за 1942-1943 гг., поговорив с опытными поисковиками в архиве, пришел к выводу, что этот экипаж не имел отношения к 752 авиаполку.

Через некоторое время в открытом доступе появился обобщенный банк данных о защитниках Отечества, погибших в годы Великой Отечественной Войны «Мемориал», что существенно облегчило поиск.

В результате поиска установлено, что на данном месте захоронен экипаж самолета Ли-2 3-го транспортного авиаполка 2-ой авиадивизии особого назначения, потерпевшего катастрофу 5 февраля 1944г. недалеко от Кирсанова.

Кстати, на табличке памятника вкралась ошибка, экипаж самолета состоял из 8-и человек.

Вот их имена:

Пьяниченко Михаил Иванович, ст. лейтенант, командир корабля, 1915г.р.

Витем Григорий Несторович, мл. лейтенант, штурман корабля, 1921г.р.

Кевхишвили Семен Захарович, лейтенант, штурман корабля, 1917г.р.

Цалиев Борис Дзибертович, техник-лейтенант, техник авиабортовой, 1919г.р.

Стариков Михаил Петрович, ст.техник-лейтенант, техник авиационный старший, 1919г.р.

Ярлыков Петр Дмитриевич, мл. техник-лейтенант, механик авиабортовой, 1914г.р.

Шейко Константин Сергеевич, сержант, воздушный стрелок-радист, 1917г.р.

Степашкин Борис Васильевич, старший сержант, механик авиабортовой, 1921г.р.

Возникла идея установить памятник с именами погибших членов экипажа на месте захоронения. К сожалению, она не встретила поддержки ни руководства города, ни населения. Но памятник был изготовлен и установлен в мае 2008г.

 Следующим шагом явилось установление и увековечение памяти экипажей Рязанской высшей офицерской школы ночных экипажей Авиации Дальнего Действия.

Дело в том, что в период с марта 1944г. по июнь 1945г. аэродром Кирсанов использовался для подготовки экипажей для АДД. За это время произошло 4 катастрофы самолетов Ил-4, из них только две были увековечены памятниками (мл. лейтенант Макеев Михаил Трофимович, погиб 22 мая 1945г., мл. лейтенант Алпатов Алексей Данилович, капитан Петрухин Алексей Тимофеевич – погибли 22 июня 1945г.).

Погибших в двух других катастрофах пришлось устанавливать.

Погибли 11 июня 1944г.:

Минаев Василий Кузьмич, мл. лейтенант, летчик-слушатель,1923г.р.

Кашель Николай Сергеевич, мл. лейтенант, штурман-слушатель,1923г.р.

Корчагин Александр Филиппович, рядовой, слушатель стрелок-радист, 1925г.р.

Чернов Александр Алексеевич, рядовой, слушатель воздушный стрелок, 1925г.р.

Погибли 9 сентября 1944г.:

Митрофанов Алексей Алексеевич, мл. лейтенант, летчик-слушатель,1923г.р.

Шенцов Прокопий Григорьевич, мл. лейтенант, летчик-слушатель,1922г.р.

Плохотин Иван Филиппович, мл. сержант, воздушный стрелок – радист, 1926г.р.

Что характерно – из семи установленных членов экипажей только двое (Митрофанов А.А. и Чернов А.А.) были указаны в Книге Памяти Тамбовской области.

Результатом этой работы стал памятник, открытие которого прошло 7 мая 2015г. на воинском кладбище города Кирсанов. На открытии кроме официальных и неофициальных лиц, курсантов авиационного технического колледжа гражданской авиации, учащихся школы также присутствовала делегация 43 Центра боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации – приемника Рязанской офицерской школы.

Продолжением поисковой работы стало увековечение экипажа 752 авиаполка дальнего действия, погибшего при катастрофе в ночь с 18 на 19 марта 1943 года.

Обстоятельства катастрофы самолета Ил-4 № 9312. В ночь с 18 на 19 марта 1943г. в условиях хорошей видимости (ясная лунная ночь) взлетев нормально и набрав высоту 150-200 м после первого разворота самолет перешел в резкое снижение, ударился о землю и сгорел. Экипаж погиб. Причина не установлена. Тренировочный самостоятельный полет по кругу ночью.

Нужно добавить, что основной состав полка перебазировался на аэродром Липецк, в Кирсанове оставалось несколько самолетов с экипажами.

Погибли:

Летчик - Костылев Викентий Степанович, 1919г.р., Кировская область, Нагорский район. Окончил 9 классов, работал, в 1938г. по призыву комсомола направлен в Новосибирскую военно-авиационную школу. В октябре 1940г. после окончания присвоено звание мл. лейтенант и назначен в 303 дальнебомбардировочный полк Дальневосточного округа, где служил пилотом до мая 1942г. В мае 1942 г. направлен в 1-ю Рязанскую высшую офицерскую школу, окончив которую 31.12.1942г. назначен в 752 ап дд на должность летчика.

Штурман – Космынин Иван Филиппович, 1916г.р. Тамбовская область, Сосновский район, с. 1 Левые Лямки. Переехал в Москву, окончил рабфак МГУ, работал наладчиком станков. В 1937г. призван в КА, в 1938г. направлен в Харьковское военно-авиационное училище. Окончил училище в 1940г. в звании лейтенанта, после окончания служил стрелком-бомбардиром в 164 резервном полку (Курская область). В январе 1942г. направлен в 1-ю Рязанскую высшую офицерскую школу. Окончил и 23.11.1942г. получил назначение в 752 ап дд на должность штурмана самолета.

Воздушный стрелок-радист – Васильев Вениамин Дмитриевич, 1922г.р., г. Уфа, призван Уфимским РВК.

72 года на месте захоронения экипажа стояла безымянная табличка, но 4 сентября 2015г. в с. Подвигаловка Кирсановского района с отданием воинских почестей установлен памятник.

В настоящее время ведется работа по дальнейшему увековечению памяти летчиков 752 авиаполка дд, погибших и захороненных на воинском кладбище Кирсанова.

Немцев Иван Дмитриевич, лейтенант, штурман самолета Ил-4, родился 10 ноября 1919г. в Белковском районе Рязанской области. Окончил педтехникум в 1937 г. и по призыву комсомола поступил в Краснодарское военное авиационное училище, которое закончил в 1939. Проходил службу летнабом в 40-м запасном авиаполку, 132 скоростном бомбардировочном авиаполку, с марта 1941 г. слушатель 2-й Высшей школы штурманов и летчиков ВВС КА. В апреле 1942 г. назначен в 752 авиаполк дд штурманом самолета.

7 сентября 1942г. самолет возвращался на свой аэродром с 3-го боевого вылета, при посадке промазал, выкатился за границу аэродрома и свалился в овраг, вследствие чего самолет сгорел. Штурман Немцев И.Д. погиб, остальные получили ранения.

Лизунов Александр Георгиевич, капитан, летчик самолета Ил-4, родился в 1905 г. в г. Ногинск Московской области. Окончил ФЗУ текстильщиков в 1924 г. Далее закончил в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС РККА и 2-ю военную школу летчиков в Борисоглебске в 1928г. После окончания служил в этой же школе летчиков командиром звена. Уволен из РККА в 1936 г.

Призван из запаса и в мае 1942 г.получил назначение в 752 авиаполк дд летчиком самолета Ил-4 с присвоением звания капитан.

9 декабря 1942г. во время взлета на боевое задание правый мотор давал перебои, самолет уклонился вправо, выкатился за границу взлетной полосы, произошел полный капот. Летчик погиб, остальные получили ранения.

Ивлев Федор Яковлевич, ст. лейтенант, штурман звена, родился 28 мая 1917г. в Пачелмском районе Пензенской области.

Окончил тракторный техникум в г. Челябинске и по призыву комсомола в 1937г. поступил в Челябинское военное авиационное училище летчиков наблюдателей. После окончалия в 1939 г. служил в 164 резервном авиаполку, в 200 бомбардировочном авиаполку летнабом. С февраля 1941г. – слушатель 2-й Высшей школы штурманов и летчиков ВВС КА. После окончания в апреле 1942 г. получил назначение в 752 авиаполк дд штурманом самолета Ил-4. После совершения 43 боевых вылетов в ноябре 1942 г. награжден орденом Красного Знамени.

9 января 1943г. при возвращении с боевого задания самолет попал под огонь зенитной артиллерии немцев, самолет загорелся, вышел из строя один из моторов. Перелетев линию фронта, горящий самолет совершил вынужденную посадку на фюзеляж. Летчик, стрелок-радист, воздушный стрелок покинули самолет. После того, как пожар был потушен, в кабине обнаружили погибшего ст. лейтенанта Ивлев Ф. Я., вражеская пуля попала ему в грудь.

Оглядываясь назад скажу, что сделано немало, но еще больше предстоит сделать. Ждут своего часа и безымянные могилы, и братские захоронения, и скромные памятники на могилах. Ждут своего часа установленные и неизвестные герои войны, все те – кому мы обязаны жизнью. Ради памяти павших, ради тех, кто погиб за Родину – мы просто обязаны продолжить эту работу.

Особые слова благодарности хочется сказать в адрес руководства и коллектива филиала ОАО «МРСК Центра»-«Тамбовэнерго», которые оказывали и оказывают моральную и материальную поддержку в работе по увековечению памяти погибших летчиков.

Автор:  зав.отделением Кирсановского авиационного технического колледжа гражданской авиации С.А.Колычев 

"Тамбовский курьер" продолжит рассказывать истории установления имен и судеб военнослужащих Военно-Воздушных Сил (ВВС) Красной Армии, погибших на территории Тамбовской области в 1941-45 годах.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер