Установлением имен и судеб военнослужащих Военно-Воздушных Сил (ВВС) Красной Армии, погибших на территории Тамбовской области в 1941-45 годах, активисты регионального отделения Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших защитников Отечества «Поисковое движение России» начали заниматься давно.
Этот рассказ - о потерпевшем крушение под Мичуринском военном самолёте Ил-4.
__________________
Во время Великой Отечественной войны к Петровскому району относились территории Избердеевского, Волчковского и Шехманского районов. Линия фронта у южных границ пролегала в 120 километрах. По инициативе руководства Шехманского района по водному рубежу - правому берегу реки Матыры - начали рыть окопы с пулемётными гнёздами; для работ привлекалось местное гражданское население. Созданы 3 партизанских отряда и 3 куста подпольщиков («Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны». – том 1, с. 261).
В селе Петровском Избердеевского района срочно развертывался госпиталь ГЛР 1370, куда военно-санитарными поездами доставляли раненых бойцов с Воронежского фронта; затем сюда переведён госпиталь ЭГ 3480.
С самого начала войны до территории Избердеевского, Шехманского, Волчковского районов доносились раскаты от взрывавшихся авиабомб, небо со стороны станций «Кочетовка» и «Грязи» озарялось сполохами пожарищ и светом «люстр» - осветительных авиабомб. Зимой 1941 года, после первых неудачных боёв на центральном направлении, немцы, стремясь захватить столицу нашей Родины, ведут ожесточённые бои в направлении Ельца. Елецкая наступательная операция стала составной частью битвы за Москву. Таким образом, линия фронта неумолимо приближалась к стратегически важному объекту: железнодорожной станции Избердей.
Уже осенью 1941 года командующий ВВС Приволжского военного округа полковник В.А. Судец отдаёт распоряжение об отчуждении земель площадью 1 500 на 1 200 метров в 3-х километрах от Шехмани, 1 500 на 1 500 метров между сёлами Большой Избердей и Озёрки и 1 200 на 1 500 метров в одном километре от совхоза «Плавица» (село Свинино).
Вслед за данным распоряжением в Шехманский район были направлены 4 роты инженерно-аэродромного батальона № 82, насчитывавшего 626 человек красноармейцев и начальствующего состава.
Всего за конец 1941 – начало 1942 года было сооружено 3 аэродрома. Аэродром «Шехмань» располагался в 43 километрах от города Мичуринска, 3 км юго-восточнее села Шехмани, имел площадь 1,3 х 1,0 км, с дерновым покровом, был пригоден для всех типов самолётов в сухое время года. Имелось 4 землянки.
Аэродром «Свинино» («Свининские выселки») находился в 26 км юго-восточнее города Грязей и в 3 км северо-западнее села Свинино, площадью 1,2 х 0,9 км, имелся слабый дерновый покров, состоявший из разнотравья.
Аэродром «Большой Избердей» - в 30 километрах от Грязей, в 4 километрах, северо-западнее, от села Б. Избердей. Аэродром представлял собой поле размером 1,2 х 1,2, засеянное в 1941 году американским пыреем. Рядом, в лесополосе, вырыты окопы, 4 землянки, имелась землянка-баня. Ленинградского, Волховского, 1-го, 2-го, 3-го, 4-го Украинских фронтов.
На аэродромах базировались бомбардировщики Ил-4, истребители Як-1, Як-7Б,; известно о дислокации полков 7-ой гвардейской авиационной Севастопольской дивизии дальнего действия и 278-ой истребительной авиационной Сибирско-Сталинской Краснознамённой ордена Суворова дивизии. Бомбардировщики в сопровождении истребителей вылетали по разным направлениям: поднимаясь с Тамбовской земли, они уничтожали большие скопления техники и живой силы противника под Орлом, Курском, Сталинградом, Смоленском, Могилёвом, Брянском, Гомелем, Воронежем, Дебальцево. В отчёте батальона аэродромного обслуживания БАО 1022 отмечено, что, например, 21-й Гвардейский бомбардировочный авиационный краснознамённый полк за короткий срок израсходовал бензина - 211 тысяч килограммов, бомб – 425 тысяч килограммов, что указывает на высокую интенсивность полётов и бомбометания.
В 1942-1943 годах было много потерь среди личного состава. Лётчики погибали и на территории Петровского района. В сквере села Шехмани находится братская могила.
Один из захороненных – Распопов Гавриил Сергеевич, 1914 года рождения, гвардии старший лейтенант 7 гвардейской авиадивизии дальнего действия, штурман звена 1–й эскадрильи 21 гвардейского авиаполка дальнего действия, начальник воздушно-стрелковой службы. Награждён орденом Красного Знамени, медалью «За оборону Сталинграда». Уроженец Коми АССР, Приютинского района, села Приютного.
В ночь с 8 на 9 сентября 1943 года при втором вылете с аэродрома «Шехмань» на боевое задание произошла катастрофа самолёта Ил-4, № 55, пилотируемого лётчиком Гвардии старшим лейтенантом Захаровым. Самолёт №55 готовился на боевое задание на первый вылет, но опоздал по причине замены заливной магистрали. После устранения этого дефекта был приготовлен ко второму вылету. В 01. 55 минут самолёт вырулил на старт. Взлёт был произведён хорошо. Направление до перехода к набору высоты было выдержано отлично. На наборе высоты 30-40 метров остановился левый мотор. Самолёт резко развернуло влево на 20-25 градусов. После этого самолёт с левым креном пошёл на снижение до столкновения с землёй. С земли было видно пламя, выбивавшееся из мотора, до падения самолёта.
Самолёт упал на левую плоскость и загорелся. Самолёт сгорел. Бомбы – 6 шт. САБ-100 и 4 шт. ФАБ-100 – взорвались. Экипаж (лётчик – старший лейтенант Захаров, радист Сапрыкин и парторг полка лейтенант Обруцкий получили тяжёлые ушибы и ожоги. Штурман звена, старший лейтенант Распопов погиб. Причиной катастрофы, как отмечено в донесении командира авиаполка Морозова и начальника штаба авиаполка, является отказ моторов при переходе в набор высоты в результате обрыва грибков всасывающих клапанов на обоих моторах. Виновником назван завод-поставщик.
Миронов Иван Фёдорович, 1919 года рождения, младший лейтенант, лётчик 43 истребительного авиаполка, 278-ой истребительной авиационной Сибирско-Сталинской Краснознамённой ордена Суворова дивизии. Награждён Орденом Отечественной войны II степени. Уроженец города Барнаула Алтайского края.
Очередное задание на полёты 13 августа 1943 года было детально проработано 12.08.1943 г. и уточнено ещё за час до полёта 13.08.1943 г. Полёты производились на Шехманском аэродроме, которые начались в 6 часов. Лётчик Миронов был в обычном нормальном состоянии, накануне лёг спать в 22.40.
Вылет был в 7.40, парой самолётов: Як-9т, пилотируемый командиром звена Зайцем, и Як-1б, за штурвалом которого находился младший лейтенант лётчик Миронов, ведомый. Построившись, ушли на полигон выполнять стрельбу по щитам, где произвели по 5 заходов и приступили к воздушному бою. В 8.10 лейтенант Заяц на высоте 3000 м сделал переворот и ушёл левым боевым разворотом, а младший лейтенант Миронов остался внизу в глубокой спирали, из которой вышел на прямую на высоте 1800-2000 м и дальше пошёл со снижением в 30-40 градусов.
Во время снижения Миронов имел попытки вывести самолёт из пикирования изменением режима работы мотора от малого газа до полного форсажа и опусканием триммера руля высоты.
Самолёт врезался в землю с углом 30-35 градусов и с правым креном в 30 градусов северо-восточнее (0,5 км) села Яблоновца Шехманского района.
Момент встречи самолёта с землёй произошёл с выключенным мотором. В результате оставшихся деталей комиссией под председательством командира дивизии полковника Василия Тимофеевича Лисина было установлено, что лётчик сознательно до конца управлял самолётом, о чём говорит вывод самолёта из спирали, изменение режима работы мотора, полностью опущенный триммер руля высоты, мотор перед ударом о землю был выключен. Катастрофа произошла по причинам, не зависящим от лётчика. Причиной катастрофы явился отказ управления самолётом. Отказ управления рулём высоты произошёл вследствие разрыва регулировочного болта 5-й тяги руля высоты.
Первичное место захоронения Распопова Г. С. и Миронова И.Ф. – кромка кладбища села Шехмани. Через несколько лет состоялось торжественное перезахоронение останков воинов в сквере села Шехмани.
Однако, как утверждают очевидцы – местные жители, присутствовавшие на данном мероприятии, в частности, Гульшина Галина Евгеньевна и её сестра Римма Евгеньевна, были перезахоронены останки трёх человек, и их фамилии на временном памятнике сохранялись в течение нескольких лет. Ко времени установки стелы по нижней, третьей, строке оказалось невозможным установить фамилию захороненного бойца.
При этом удалось установить, что на территории села Шехмани также похоронен Рукасов Иван Афанасьевич, 1902 года рождения, младший сержант, авиамоторист 7 Гвардейской авиадивизии дальнего действия. Уроженец села Бычок Петропавловского района Воронежской области. Умер от болезни 24 августа 1943 года. Первичное место захоронения – кладбище села Шехмани.
Факт перезахоронения Рукасова И.А. не установлен. При этом у северной кромки местного кладбища найдены 7 безымянных могил, в которых похоронены лётчики времён Великой Отечественной войны.
Установить их имена, найти родственников погибших – первоочередная задача бойцов поискового отряда «Крылья».
Автор: Максимов Андрей Алексеевич, руководитель поискового отряда «Крылья» Петровского района.