Пахнет кофе. Из всех атрибутов кафе - разве что барная стойка в самом углу. Большой телевизор на стене, гора книг с разношерстными обложками, настольный футбол у окна, кресла-мешки в хаотичном порядке и легендарная акула из Икеи – как символ победившего капитализма. Иеромонах Прохор (Пожарницкий) приглашает присесть. «Посетители» сменяют кеды на домашние тапочки, привычно захватывают кресла и пуфики. Антикафе начинает свою работу.
КОФЕ И ПОДУШКИ
Куда пойти, если идти некуда? Вопрос философский. В маленьких городах вариантов, как правило, три - направо, налево, прямо. Кому-то этого достаточно, кому-то нет. Последним сложнее. Отец Прохор эту проблему понял, поэтому решил создать некое творческое пространство для молодежи. Сказать кулуарное – значит ошибиться, ибо здесь двери открыты для всех. Пришел с такой идеей к начальству – епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий задумку благословил. Началось строительство.
Строительство – слово громкое. Под творческое пространство выделили место в здании Духовно-просветительского центра Уваровской епархии. Место-то выделили, а что с ним делать дальше? Можно было расставить стулья, закупиться пластиковыми стаканчиками и временами разговаривать за жизнь. Вариант? Вариант. Отец Прохор отмел его сразу.
- Ну, раз придут ребята, ну, второй. А дальше-то что? Даже если контент будет интересным, всегда важна обстановка и атмосфера, в которой ребята будут воспринимать эту информацию. Хотелось, чтобы было «вау», а не просто согнать школьников и студентов и прочитать им лекции. Хочется, чтобы молодежи было комфортно, чтобы ребята могли улечься, облокотиться – да просто вести себя так, как они привыкли это делать, не напрягаясь.
Сказано – сделано. Вместе с командой продумали интерьер, соорудили барную стойку, купили кофе-машину, правда, с одной оговоркой: перво-наперво стены обшили гипсокартоном. Зачем? Чтобы их не испортить, если придется ликвидировать «пространство», или, наоборот, расширить его.
Словом «антикафе» это место окрестил кто-то из горожан. Местные завсегдатаи прозвали его просто «Кофе и подушки». Уже несколько месяцев в здании Духовно-просветительского центра собирается молодежь, причем девяносто процентов из них – ребята нецерковные. Пьют кофе, едят вкусняшки, смотрят фильмы и просто разговаривают обо всем.
- У меня изначально был прицел на нецерковную молодежь, - рассказывает отец Прохор. – С церковной все иначе. В их голове уже сформирована определенная матрица поведения. А нецерковная молодежь – это люди ищущие, они задают вопросы и пытаются найти на них ответы. Еще есть момент: многие церковные люди из года в год делают одни и те же вещи, абсолютно не развиваясь. А христианство бесконечно во все стороны. Сразу оговорюсь: у меня нет цели затащить всех этих ребят в храм любым доступным способом. Здесь собираются абсолютно разные по своему характеру, увлечениям и образованию люди. Есть те, кто регулярно ходит в храм, есть те, кто вовсе не верит в Бога. И таким людям нет надобности с пеной у рта доказывать, что Христос – наше все. Разве сам Господь так делал? Нет, конечно. Он принимал и любил всех, кто к Нему обращался. У каждого человека - свой путь и свои отношения с Богом. Недавно одна девочка пришла исповедаться и причаститься. В храм вместе с ней зашли трое ребят. Они пришли просто ее поддержать.
О СМЫСЛЕ ВЕРЫ
Отец Прохор рассказывает об антикафе. Дежурный бариста варит кофе. Кто-то пересаживается поближе к зарядке, уткнувшись в телефон, кто-то подключается к беседе.
- У нас плюрализм мнений, - поясняет отец Прохор. – Нет такого, что раз я священник, значит, здесь главный. Мы все друг друга слушаем. Я хоть человек церковный, живу в традиции, но либерально настроен в хорошем смысле этого слова. Выступаю за простое «будничное христианство». И конечно, мне хочется показать ребятам, что Православие – это не когда «юбка в пол», платок на голове и так далее. Здесь нормальная будничная атмосфера. Мы можем «порубиться» в приставку, посмотреть вместе фильм, да и просто поговорить о том, что ребят интересует. Создали группу в ВК, она так и называется - «Кофе и подушки», кидаем на выбор темы - за что проголосуют, о том и говорим. Кино зачастую выбираем тоже вместе. Но порой устраиваю сюрприз. Есть, например, хороший фильм «Поп». Если я кину клич в соцсети, что мы будем смотреть этот фильм, то мало кто придет чисто из-за названия. А фильм-то хороший. Не люблю, когда действуют по принципу «не читал, но осуждаю». Поэтому предлагаю сначала посмотреть, потом обсудить. Что-то поясняю в процессе фильма. Например, на Страстной седмице мы включали «Страсти Христовы» Мела Гибсона. Еще был фильм «Восставший» - распятие и Воскресение Христа глазами римских легионеров. Его смотрели уже после Пасхи с объяснением всех деталей, чтобы ребята вообще понимали, кто такой Христос. Многие же носят крестик, а Кто на нем – непонятно.
К слову, большинство из ребят – спортсмены, воспитанники местного военно-патриотического клуба «Разведчик-345». Есть те, кого привели друзья друзей, есть те, кто просто заходит время от времени. Лена – врач-ординатор. Работает в «красной зоне» ковид-центра.
- Я выросла в этом городе, ходила в воскресную школу при Христорождественском храме. Потом мы разъехались по разным городам, а я вернулась. За одиннадцать лет мы стали одной семьей, поэтому здорово, когда вместе собираются люди, общаются, живут в одной атмосфере. Здесь все разные и по возрасту, и по виду занятий, но нам интересно вместе.
- То есть когда говорят, что молодежь, кроме Интернета и смартфона, ничего не интересует, лукавят?
- Отчасти это верно, - отвечает Женя Малышев – студент Воронежского госуниверситета, будущий специалист в области PR и рекламы. – До какого-то периода мы действительно зависаем в Интернете. Но поймите, Интернет тоже оказывается не вечен. Рано или поздно интернет-общение наскучивает, и мы начинаем замечать, что есть другие точки уюта и комфорта. Когда я уехал учиться в Воронеж, то оказалось, что кроме как в Сети мы больше нигде не можем встречаться. И когда появляется место, где можно просто что-то обсуждать, – это здорово. Антикафе и стало таким местом.
Несмотря на кажущуюся свободу, здесь действуют свои правила. Нельзя распивать спиртные напитки, нельзя курить. Под запретом мат и громкая музыка.
- Я не против музыки как таковой, - уточняет отец Прохор. – Не возбраняются современные исполнители, классика рока. Но все должно быть в меру и с уважением к людям, даже просто проходящим мимо. Еще одно правило – чистота. После себя нужно мыть бокалы, а мусор отправлять в соответствующее место.
О ПЛАНАХ
Подобного места для ищущей молодежи в Уварово не было. Отец Прохор надеется, что оно будет и дальше развиваться. В планах – провести сюда Wi-Fi, закупить кинотеатр и музыкальные инструменты, чтобы у ребят появилась еще одна площадка для творчества. Есть и другая задумка – организовывать встречи с творческими и просто интересными людьми, а также проводить на базе антикафе различные мастер-классы.
- Для Владыки Игнатия работа с молодежью является приоритетной темой. И он не жалеет на нее сил и средств, - говорит отец Прохор.
В скором времени ребята отправятся на Валаам, также в планах до конца лета - пройти по Вороне на байдарках. И кто знает, возможно, в следующий наш визит нас встретит не только антикафе, но и, к примеру, клуб путешественников. Кстати, подобные молодежные объединения действуют не только в Уварово. Не так давно свое антикафе открыли в Мучкапе.