Жезл, мигалка и человеколюбие: зачем автоинспектору актерское мастерство

6 июля, 13:44 Юлия Буковская Прочитали 1 588 раз
Фото: Юлии Бардаковой
Наш журналист провел один день в спецбатальоне ГИБДД и узнал, во сколько приходит на работу комбат, как относятся к пьяным водителям сами автоинспекторы и причем тут художественная самодеятельность.

Почти у каждого из двухсот если и нет пока «вышки», то он наверняка должен вот-вот получить диплом. В личной копилке – спортивные разряды и награды. За плечами – или армия, или вуз с военной кафедрой. Они – специализированный батальон ДПС, элита Госавтоинспекции, которой в этом году исполняется восемьдесят пять лет. Наш журналист провел один день в спецбатальоне ГИБДД и узнал, во сколько приходит на работу комбат, как относятся к пьяным водителям сами автоинспекторы и причем тут художественная самодеятельность.

ЧЕЛОВЕК И НАРУШИТЕЛЬ

Командир отдельного специализированного батальона ГИБДД, подполковник полиции Сергей Обухов перехватывает взгляд:

Этот портрет со мной из кабинета в кабинет переезжает. Я кандидатов на службу всегда спрашиваю, кто это. К сожалению, не все знают.

Устроившись над столом комбата, со стены на входящих смотрит Железный Феликс.

Инспектор ДПС, лейтенант полиции Андрей Манякин в автоинспекции работает два года. Службу в правоохранительных органах начал в том возрасте, когда многие уже имеют солидные звания. За плечами – экономический факультет, опыт работы и в торговле, и на производстве. Но с дорожными нарушителями у лейтенанта – личные счеты. Поэтому и решил сам «выйти на дорогу», чтобы обеспечивать безопасность. Ведь один маневр пьяного или утомленного водителя – и может оборваться жизнь не одного человека.

Сегодня штат дорожно-патрульной службы отдельного специализированного батальона ГИБДД укомплектован полностью. Есть сложности с подбором вольнонаемных: большая разница в зарплате с аттестованными сотрудниками. Но присутствует видимая перспектива – отработав некоторое время на вольнонаемной должности, можно аттестоваться.

 Подполковник Сергей Обухов не скрывает: критерии отбора высоки. И это не только наличие высшего образования и знание «назубок» Правил дорожного движения. Личные качества, эрудированность, умение выстраивать контакт с любым человеком, физическая подготовка и даже творческие задатки – на все это обращают внимание при приеме на работу.

 – Ко мне недавно приходит парень. Говорит: «Хочу быть инспектором ДПС». Спрашиваю, каким спортом занимается. Отвечает, что легкой атлетикой. Да еще и на ударных играет. Беру ключ от клуба, заходим. Даю ему палочки и показываю на ударную установку, – рассказывает, улыбаясь, подполковник.

Во-первых, конечно, художественная самодеятельность – предмет гордости тамбовских автоинспекторов. Не раз они становились победителями разных конкурсов на самом высоком уровне. Отдельная история – самодеятельный театр. Сергей Обухов говорит, что это не только досуг для инспекторов, но и своеобразные курсы повышения квалификации. Умеешь перевоплощаться на сцене – найдешь подход к любому нарушителю на дороге.

Командир взвода отдельного специализированного батальона ДПС, капитан полиции Сергей Терехов за тринадцать лет в автоинспекции видел тысячи аварий. Говорит, что тот самый внутренний ресурс, о котором так много сейчас говорят, берет в первую очередь в своем окружении и в семье, где растут двое сыновей.

Кстати, а где от твоих мальчишек рисунки на конкурс? – с деланной строгостью, прищуриваясь, спрашивает комбат.

 – Поправим ситуацию, – улыбается капитан Терехов.

Комбат откидывается на спинку кресла:

 – Я все про всех знаю. Как семья, как дети, кто где учится, отдыхает. У Терехова вот – типичная «советская» семья: он полицейский, жена – медработник. И у меня тоже: жена – учительница, – смеется Обухов.

На лицо капитана Терехова набегает тень:

– Страшнее всего приезжать на ДТП, где страдают дети. И взрослых жалко, но ребятишки… – инспектор тяжело вздыхает. – На День города вот происшествие было. Я приезжаю – ребенок на животе лежит и стонет. А ты не знаешь, чем помочь.

В свое время Сергей Терехов отказался от «кабинета». Говорит, ему больше по душе работать с людьми. Несмотря на специфику службы, капитан, как известный булгаковский герой, уверен: все водители – хорошие люди:

 – Надо просто пообщаться с человеком, поговорить нормально. Некоторые насмотрятся роликов в ютубе и начинают. Но если ты уверен в своих знаниях и действиях, самые ретивые успокаиваются. Уезжают и говорят: «Командир, спасибо. Я был неправ».

ДЫХНИТЕ В ТРУБОЧКУ

 Автоинспектор Терехов уверен: лучше остановить десять нарушителей и поговорить с ними, чем наказать одного. Конечно, это не касается пьяных за рулем.

Я пишу сейчас научную работу и стараюсь выезжать на все ДТП с участием водителей в нетрезвом состоянии, – говорит Сергей Обухов. – Поведение пьяных за рулем не поддается никаким объяснениям. Когда человек пьяный, он вообще не рассуждает. Берет ключи и едет.

Подполковник вспоминает, как еще в самом начале своей работы в ГИБДД участвовал в профилактическом мероприятии. Отрабатывали села, которые расположены вдоль дороги Орел-Ливны-Тамбов. Местные водители в состоянии опьянения выезжали на недавно отремонтированную дорогу, по которой у автомобилей была возможность двигаться с достаточно высокой скоростью.

Останавливаем водителя. Признаки опьянения налицо, запах изо рта. Надо везти в областной центр, чтобы освидетельствовать. Дело в том, что Тамбов и Тамбовский район круглосуточно обслуживает отделение наркологии. Привезли. Дунул и, как говорят инспекторы, недодул. Признаки есть, запах алкоголя есть, но порог не преодолел. Выветрилось уже немного. Едем назад. И тут передают, что в соседнем селе пьяный водитель у клуба. Приезжаем. Я маяками требую остановиться, но он игнорирует. Преследовать с «гражданским» в салоне мы не можем. Запрашиваю помощь. И тут «наш» с заднего сидения: «Замучили эти пьяные, ловить их надо и лишать». Думаю: тебе же самому посчастливилось, что мы тебя не часом раньше поймали, а то без прав бы остался. Он, оказывается, картошку копал, «обмыл» и поехал с огорода домой. Отговорка обычная: «Тут недалеко».

Напомним, сейчас в России в крови водителей может содержаться не более 0,3 грамма алкоголя на литр (0,3 промилле). Это эквивалентно 0,16 миллиграмма спиртного в литре выдыхаемого воздуха (промилле – это 0,1 процента. В случае со спиртным этим показателем обозначают, сколько граммов алкоголя находится в литре крови. – Прим. ТК).

– Не знаю, с чем это связано, но так называемых «пограничных» мы задерживаем сейчас очень мало. Наверное, у тех, кто немного выпил или вчерашнее не выветрилось, еще срабатывает здравый смысл. В основном если пьяный садится за руль, то это человек, образно выражаясь, который выпил бутылку водки. Это страшные люди. Они не отдают себе отчета в том, что делают.

С 23 по 28 июня в нашей области проходило оперативно-профилактическое мероприятие «Нетрезвый водитель». За эти дни автоинспекторы задержали девяносто – только вдумайтесь в эту цифру! – пьяных водителей. Всего за прошедшие пять месяцев нынешнего года в регионе соответствующий показатель составляет уже полторы тысячи. В ходе рейда одна из главных целей спецбатальона – исключить возможность въезда пьяных водителей в областной центр и выезда их на трассы. Только за первый час работы автоинспекторы задержали на въезде в Тамбов троих пьяных, у одного из которых было с собой в машине пиво.

Командир спецбатальона говорит, что за числовыми показателями в ходе дежурств и рейдов инспекторы не гонятся. Парадокс, но в ГИБДД уверены: чем больше ловят пьяных водителей, тем хуже. Значит, слабо работает профилактика.

ПАПИН СЫН

 Многозадачность – вот, наверное, главная характеристика комбата. Разрываются два рабочих телефона, вибрирует мобильный, дверь в кабинет постоянно открывается:

– Сергей Саныч, разрешите?

 Подполковник Обухов руководит специализированным батальоном с мая нынешнего года. Но в силовых структурах, и в частности в автоинспекции, он человек не новый. Службу в правоохранительных органах тринадцать лет назад он начал именно в дорожно-патрульной службе ГИБДД. Его отец тоже был автоинспектором, прошел две командировки в Чечню. После второй он тяжело заболел. За три года молодой офицер буквально сгорел на глазах. Остались жена и два сына.

Вместе с соседскими мальчишками, чьи отцы тоже работали в ГАИ, Сергей Обухов бегал по аллеям Автогородка, ходил в детский сад во дворе ведомственного общежития. Уже там сегодняшний комбат знал – будет автоинспектором, как папа. Потом вместе пошли в одну школу. Была только одна неопределенность: уезжать из родного Тамбова на учебу или пойти в местную школу милиции. Решив, что не может оставить маму с младшим братом, остался здесь. Два года очно, три заочно – и на руках диплом о высшем образовании. Правда, оканчивал вуз он уже в Белгороде: школу милиции в Тамбове расформировали.

 – У меня советское воспитание, – улыбается подполковник. – Меня и моих друзей отцы учили, что ты должен после себя оставить преемников.

Когда отца не стало, Сергею было четырнадцать. То время, когда уже не ребенок и еще не взрослый, и так нужны мужской совет и мужское плечо. Но рядом были сослуживцы отца: и когда он тяжело болел и уже не работал, и когда его молодая жена осталась одна с двумя детьми.

– Я своим ребятам говорю: не забывайте про наших ветеранов службы, про бывших сотрудников, про их семьи! Не можете приехать – хоть позвоните, узнайте, как дела, не нужна ли помощь, – комбат отворачивается и отводит взгляд: – В половине шестого утра на работу прихожу. Вон даже кофе-машина не выдержала, сломалась.

 В ГАИ действительно особое отношение к своим ветеранам и их семьям. Приехать в гости, привезти подарки, позвонить – не только по праздникам. И такое отношение прививают молодым сотрудникам с первого дня службы.

Я поставил перед собой цель, чтобы у каждого молодого инспектора был наставник. Чтобы не на личном опыте шишки набивал. Опыт – это хорошо, но пока он придет, можно в профессии разочароваться. Мне в этом плане повезло. Здесь замполитом был Борис Ефремов, с которым вместе работал еще мой отец, а сейчас служат два его сына. Про таких говорят – человек-глыба. Знал ответ на любой вопрос. А в управлении я работал с Сергеем Чушкиным. Он кандидат юридических наук, сейчас перевелся в федеральную госавтоинспекцию. После таких наставников я был готов работать в любой структуре!

После работы в дорожно-патрульной службе Обухов служил в группе кадров, в отделе административной практики управления ГИБДД, в отделе организации дорожно-патрульной службы. В 2013 году стал заместителем командира роты спецбатальона, заместителем командира батальона по кадрам. Сыграли роль организаторские способности и даже КВН-овское прошлое: работа с людьми никогда не была для Обухова проблемой.

 – Когда после очередной реформы штат стали сокращать, работы только прибавлялось. Нужно было зачастую оказаться одновременно минимум в двух местах. Как в игре «Волк ловит яйца»: яйца падают, а ты не знаешь, откуда полетит следующее, и надо все равно стараться поймать как можно больше, – вспоминает комбат.

Когда в 2018 году полицейские из Тамбовской области поехали обеспечивать безопасность на Чемпионате мира по футболу в России, Обухова назначили заместителем командира сводного отряда. Он курировал работу с кадрами. Нужно было за месяц обучить пятьсот человек личного состава работе с большим скоплением людей, в том числе с иностранцами. Поэтому без уроков английского тут никак. Выручали, конечно, гаджеты и онлайн-переводчики.

Помню, в Саранске ко мне обратился перуанец. Говорит что-то, но ни я, ни гугл-переводчик не понимаем. Какая-то дикая смесь русского, английского и португальского. Потом уже он показал мне смс-сообщение, в какой гостинице его ждут. Оказывается, ему нужна была улица 50 лет ВЛКСМ. Но вообще тогда все прошло без происшествий. Наград много привезли, – рассказывает Сергей Обухов.

После этой командировки ему предложили возглавить отдел профессиональной подготовки УМВД области. В обязанности входило обучение всех сотрудников, в том числе молодых. Отработал три года и в нынешнем мае вернулся в спецбатальон ГИБДД: бывший комбат по состоянию здоровья ушел на пенсию.

 – Большие цели я перед собой поставил, – признается подполковник Обухов. – Имея опыт кадровой работы, хочу личный состав обучить, начиная элементарно от общения. Мы – лицо российской полиции. Как нас водитель встретит, такое мнение об автоинспекции и сложится. Ведь все наше общение в соцсетях оказывается. В местных пабликах «ВКонтакте» ни дня не обходится без поста про ГИБДД.

КАК ЖУКОВ, ТОЛЬКО ОБУХОВ

 Антиковидные меры и жара как никогда актуальны. Поэтому вечерний и утренний разводы автоинспекторов, инструктаж – во дворе. Строй как с картинки из детской книжки – начищенные до блеска ботинки, выглаженная форма, подтянутые, бравые ребята. В лучах вечернего солнца задорно поблескивают белоснежными капотами новенькие «Шкоды». Спецбатальон готов к очередному двенадцатичасовому дежурству.

ДПС занимается надзором за дорожным движением. Раньше, два года назад, до создания в областном центре отдельного взвода, помимо мест со сложной оперативной обстановкой по области батальон обсуживал Тамбов и Тамбовский район. И сейчас автоинспекторы круглосуточно обеспечивают бесперебойный проезд по центральным улицам областного центра. Отдельная группа в десять человек занимается оформлением ДТП и розыском тех, кто с места аварии скрылся.

Есть отдельный взвод, который выезжает для работы в районы области. Комбат Обухов с сожалением говорит, что «кумовство на деревне» никто не отменял. Поэтому в местных пабликах постоянно появляются предостерегающие посты: «Сегодня тамбовские дежурят». Это значит, что в конкретном селе кто-то пьяным или без прав за руль точно не сядет – от «тамбовских» не отвертишься.

 Кстати, с внедрением так называемого европротокола работы у инспекторов меньше не стало. Участники ДТП зачастую считают, что ущерб их автомобилю выше, чем можно оформить по упрощенной схеме без сотрудников, и обращаются в автоинспекцию.

– Снижение числа обращений компенсировалось количеством зарегистрированного транспорта, – объясняет Сергей Обухов.

Только в прошлом году в Тамбовской области зарегистрировали почти девятнадцать тысяч транспортных средств. Всего же на миллион жителей региона приходится больше четырехсот пятидесяти тысяч легковых и грузовых автомобилей. Получается, что практически у каждого второго, включая младенцев и глубоких стариков, есть автомобиль. И это без учета квадроциклов, тракторов, прицепов.

Если случается ДТП с пострадавшими, спецбатальон спешит туда. Есть «подлетное время», рассчитанное, исходя из правила «золотого часа». Автоинспекторы практически всегда оказываются на месте аварии быстрее, чем скорая помощь. Поэтому навыки оказания первой медицинской помощи для них не менее важны, чем юридические знания. Кстати, в Кодексе об административных правонарушениях 37 разделов посвящены безопасности дорожного движения. Плюс автоинспекторы работают не только по двенадцатой главе: есть целая юридическая дисциплина – контроль за режимом труда и отдыха водителей. Плюс – неуплата административных штрафов. Всего, конечно, в голове не удержать. Но на помощь приходят те же гаджеты с информационными и правовыми базами.

Хороший юрист не тот, кто все знает, а тот, кто знает, где посмотреть, – смеется Обухов.

Подготовка водителей, по наблюдению инспекторов, не стала ни лучше, ни хуже. Просто изменилась дорожная обстановка. А ДТП по вине молодых водителей были и будут всегда. Тут надежда только на внимательность, опыт и соблюдение Правил.

 – У меня тут, как у Жукова, карта, – комбат подходит к длинному столу, на котором от края до края разложена длинная бумажная лента. – Вот моя головная боль – больше двухсот километров автодороги Р-22 «Каспий». Каждый квадратик – это километр, где произошло ДТП с разбивкой на время суток.

 Стационарный пост ГИБДД в Первомайском районе делит тамбовский участок Р-22 на два примерно одинаковых отрезка. В сторону Жердевки всегда дежурят два-три мобильных поста. На московском направлении добрую службу сослужила недавно проведенная реконструкция дороги. Теперь встречные потоки не пересекаются и отделены друг от друга конструктивно выделенной разделительной полосой.

КОНСТРУКТИВНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ

Капитан полиции Сергей Терехов, хоть среди ночи его разбуди, может показать комбату нужный участок. Вот здесь, на 490-м километре, на глазах командира взвода год назад погиб известный мотоблогер: мотоциклист вылетел на встречку и столкнулся с фурой. А будь там конструктивно выделенная разделительная полоса, трагедии, возможно, удалось бы избежать.

Технические средства организации дорожного движения и фиксации нарушений сейчас вообще играют все большую роль. Например, та же фиксация превышения допустимого порога скорости в настоящее время полностью отдана на откуп автоматизированным системам: с ними и поспорить сложно, и желания откупиться от ответственности не вызывают:

– Мы идем к конструктивному разделению встречных потоков. Это один из факторов, который приблизит нас к реализации концепции нулевой смертности на дорогах. И на федеральном, и на региональном уровнях в этом плане делается сейчас много. На помощь приходят федеральные целевые программы, в частности «Безопасные и качественные дороги».

Лет пятнадцать назад, например, спуск-подъем в районе Челнавского водохранилища называли долиной смерти. Там много мест, где видимость ограничена. Как только разделили встречные потоки, летальность в ходе ДТП сошла на минимум. Даже если водитель не справился с управлением, максимум, что может произойти, – он врежется в ограждение и повредит машину.

Там, где выезд запрещен, по наблюдениям инспекторов, водители редко выезжают на встречку. А вот в разрешенных для обгона местах лобовых столкновений много. Причем их летальность чаще всего стопроцентная. Основных причин две: или переоценил возможности свои и своего автомобиля, или водитель утомился. Такие аварии имеют ярко выраженный пик по времени – с четырех до семи утра. Жара тоже негативно влияет на дорожную обстановку: водители быстро устают, притупляется внимание. К тому же на дорогах области стало намного больше транзитного транспорта: из-за ограничений на заграничный отдых многие едут на Черноморское побережье на личных авто. В среднем за сутки через единственный в области стационарный пост ГИБДД в Первомайском районе проходит по четырнадцать тысяч автомобилей. В майские праздники эта цифра доходила до двадцати тысяч. В июлеавгусте она опять вырастет: начнется сезон рыбалки на Волге и на Дону:

 – Я из детства помню, как поездка в деревню на рыбалку была для нас целым ритуалом. Отец тщательно готовил машину, все проверял. А для москвичей съездить на рыбалку в Астрахань – как для нас на дачу в Чистые пруды: вечером в пятницу прыгнул в машину и поехал, а в воскресенье вернулся. К тому же многие водители по-хамски относятся к своим авто. Особенно это касается жителей южных регионов. Но менталитет сложно изменить. Хотя мы все делаем для того, чтобы прививать людям культуру вождения и поведения на дорогах. Ведь безопасность зависит не только и не столько от инспекторов ДПС.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер