Что станет доктором, заведующая отделением новорожденных городской клинической больницы имени Архиепископа Луки г.Тамбова, врач-неонатолог Ольга Дорохова решила еще в третьем классе. С той поры она упорно шла к поставленной цели.
Профессия родом из детства
На выбор будущей профессии повлиял и тот факт, что с рождения Ольга была болезненным ребенком и часто проходила лечение в стационаре. Естественно, наблюдала за работой медицинского персонала. И ей она нравилась. Вот и решила – лечить так же, как лечили ее доктора.
После окончания школы девушка поступила в Саратовский медицинский институт. Училась добросовестно. В 1998 году, окончив вуз, Ольга Алексеевна приехала в Тамбов проходить интернатуру. Она еще не знала, что именно неонатолония станет для нее жизненным кредо.
- Так вышло, что в первый же свой рабочий день в качестве интерна я была распределена в роддом. Он меня полностью поглотил, затянул, и профессия неонатолога стала самым главным делом в моей жизни, - рассказывает Ольга Дорохова. - Немаловажным
оказалось и то, что заведующим роддомом областной больницы был Николай Сергеевич Карин, сумевший собрать молодой, но очень амбициозный и энергичный коллектив. На этой волне я там и осталась.
Для молодого специалиста все было очень интересно. Профессия неонатолога, по признанию Ольги Дороховой, поразила в тот период тем, что, при тогдашнем отсутствии перинатальной диагностики как таковой, когда, идя на роды, врач-неонатолог практически не знал, с чем он столкнется, все доктора всегда были готовы сражаться за жизнь и здоровье малышей.
- Столько адреналина было, столько эмоций, желания работать, идти неизведанными путями! Наверное, это и стало главной причиной того, что я осталась в этой профессии. И сколько я знаю коллег-неонатологов, все они – люди, ставящие во главу угла нашу требующую огромной самоотдачи профессию. Мне кажется, что в профессиональном плане мы очень схожи с реаниматологами.
Врач для новорожденных
По словам Ольги Алексеевны, ее специальность зародилась и начала бурно развиваться в России в начале 70-х годов прошлого века, правда, неонатологов первоначально называли микропедиатрами. Очень многое в новой профессии пришло к нам с Запада; из Америки, из Японии, потому что технологии по выхаживанию новорожденных с критически малым весом разрабатывались и апробировались там. Область неонатологии – новорожденные, то есть дети первого месяца жизни.
- В этот период дети адаптируются к новой жизни, у них проявляется очень много транзиторных особенностей, которые либо проходят, либо преобразуются в какие-то заболевания. Период характерен и тем, что он предполагает огромное количество манифестов заболеваний, которые не были диагностированы перинатально, - поясняет неонатолог Дорохова.
Однако работа неонатолога ведется еще и на стадии беременности мамы:
- Мы обсуждаем все особенности течения беременности. Если беременность протекает хорошо, нет предпосылок патологии у плода, это замечательно. Мы идем на роды, осматриваем новорожденного, делаем свое заключение. Дальше, соответственно, помогаем маме адаптироваться к ее новому статусу. Учим ее правильному прикладыванию к груди, первым правилам ухода за малышом, чтобы, вернувшись домой, она могла создать оптимальные условия для роста и развития своего чада.
Когда же течение беременности имеет какие-то особенности, выходит за рамки протокола, акушеры своевременно информируют неонатологов. Они уже заранее готовы к рождению ребенка с той или иной патологией. Эта взаимосвязь очень тесная, и в современном мире уже изживают себя отдельные понятия «акушерство» и «неонатология», поскольку они трансформируются в более общее – перинатология.
- Ребенок уже на этапе внутриутробного развития наблюдается сразу двумя специалистами - неонатологом и акушером. Соответственно, это дает свои положительные результаты: прежде всего, по снижению перинатальной заболеваемости и смертности, -говорит Ольга Дорохова.
В борьбе за жизнь
По признанию специалиста, она и ее коллеги практически всегда психологически готовы к любым внештатным ситуациям. Но даже при рождении здорового ребенка они всегда держат наготове все необходимое для реанимационных мероприятий. Потому что течение родов – это и сегодня таинство, и оно не всегда полностью зависит от уровня квалификации акушерки, врача-гинеколога. В родах все может произойти. «Классику жанра» - рождение ребенка в асфиксии неонатолог, во всяком случае, всегда предполагает.
Говоря на тему динамики количества и качества патологий новорожденных, Ольга Дорохова отмечает, что за последние двадцать лет пороки развития в их общей динамике, конечно, уменьшились. И это – благодаря перинатальной диагностике. Но рождение детей, начиная с 2012 года, с экстремально низкой массой тела количественно значительно увеличилось:
- Замечу, что за последнее только десятилетие гестационный возраст детей от 22 до 28 недель увеличился практически втрое. А это дети от 500 граммов до килограмма. Тенденция эта все нарастает, и, соответственно, патология у этих детей превалирует, и причем она абсолютно разная. Выхаживание таких детей само по себе очень проблематично, длительное по времени, да к тому же и дорогостоящее. Но у нас в стране принято законодательно положение о том, что дети от 500 граммов веса считаются уже жизнеспособными и новорожденными.
Изменилось за два десятка лет и оборудование, с помощью которого неонатологи встречают приходящие в этот мир жизни, помогая им адаптироваться к нему. Сегодня оборудование в акушерском стационаре, где работает Ольга Дорохова, как и в целом по Тамбову, полностью отвечает нормам законодательства, регламентирующим оказание неонатологической помощи.
- Если говорить конкретно о нашем отделении, то оно оснащено кювезами для выхаживания новорожденных детей, в том числе и кювезами, которые предназначены для выхаживания детей с экстремально низкой массой тела. Они оснащены системами сервоконтроля, позволяющими обеспечивать оптимальную для малыша температуру, влажность, насыщенность кислородом внутри «домика» малыша, - рассказывает неонатолог.
Есть в отделении и аппаратура ИВЛ для оказания респираторной поддержки детям, которые в той или иной степени не могут самостоятельно дышать. Имеющаяся в распоряжении доктора реанимационная система оснащена всем необходимым для осуществления реанимационной помощи новорожденному. Есть УЗИ-аппарат, рентген-аппарат, следящая аппаратура. Словом, здесь в состоянии решать любую внештатную ситуацию.
500 граммов с биением сердца
Как и у любого доктора со стажем, в практике Ольги Алексеевны бывали неординарные случаи. Некоторые из них были связаны с рождением детей с экстремально низкой массой тела.
- Несколько лет назад родились двойняшки в возрасте 24-25 недель гестации, одна из девочек весила 480 граммов, а вторая – 520. Представьте себе две детские рукавички – такими они были, - вспоминает неонатолог. - В июле им исполнится по четыре годика, они приходили с мамой к нам показаться, какими стали. Хорошие девочки, с очень хорошей неврологической и соматической сохранностью. Их судьба – убедительный аргумент в пользу того, что есть смысл выхаживать таких деток.
Правда, как поделилась своими мыслями врач, профессия неонатолог не очень популярная в медицине. Единицы выпускников медвузов мечтают посвятить ей свою жизнь. Почему?
- Во-первых, мне кажется, для того чтобы остаться в неонатологии, нужен особый склад характера, - размышляет Ольга Дорохова. - Не каждый может выдерживать ситуации, когда вроде бы идет все хорошо, и вдруг что-то пошло не так. Стресс, умение моментально переключить себя из состояния относительного покоя в форсмажорное, тут же найти единственно правильное решение и взять на себя ответственность за его осуществление. Не каждый к этому готов.
Знаю многих врачей, которые приходили в неонатологию и спустя какое-то время с нею расставались. А еще, говорит Ольга Алексеевна, свою роль, видимо, играет и то, что ее профессия, если так можно сказать, теневая. Она не на виду, многие и до сих пор не знают, что это за профессия такая – неонатология, чем занимаются представители. Согласитесь, мамы без запинки назовут врача-акушера, принимавшего роды, и порой не вспомнят даже, кто из неонатологов был вместе с ним, и был ли он вообще, кто наблюдал ребенка в роддоме. Кому-то из неонатологов бывает даже обидно. Тем не менее уже этой осенью отделение, возглавляемое Ольгой Дороховой, ждет пополнения - двух молодых специалистов после ординатуры. Главное, по словам Ольги Алексеевны, чтобы они сумели прикипеть душой к столь непростой, но такой интересной и нужной профессии.